Что это такое? 

Миква – это специальная постройка, представляющая собой водный резервуар для омовения (твила) с целью очищения от ритуальной нечистоты.

Слово «микве» впервые упоминается в Книге Бытие: «собрание вод (микве) назвал Он морями»  (Быт.1:10). В буквальном смысле «микве» означает «собрание, скопление» воды.

В «Электронной еврейской энциклопедии» сказано, что раввинистические авторитеты предписывают омовение в микве в тех случаях, когда Библия требует «омыть тело водою», а также в случаях нарушения ритуальной чистоты. Как правило, к ним относят прикосновения к мертвому телу, или к тому, кто прикасался к мертвецу, пребывание под одной крышей с мертвецом, прикосновение к мёртвым животным, семяизвержение, выделение менструальной крови у женщин, заражённость проказой или гонореей. Омовение в микве предписывается также после родов, и при переходе в иудаизм.

Человек, ставший нечистым, не может входить в Храм. Коэны (священники) не должны были, будучи нечистыми, есть пищу, которую они получали от народа в силу своей должности.

Постепенно законы смягчались, и обязательным осталось лишь омовение невест перед свадьбой, замужних женщин после окончания ежемесячного менструального цикла и после родов.

У мужчин принято окунаться после семяизвержения, а также перед праздниками, особенно перед самым важным - Йом-Кипур, днем поста, покаяния и отпущения грехов. Многие ортодоксальные евреи окунаются в микву перед Шаббатом, а некоторые хасиды – каждое утро перед молитвой.

Также омовению подвергается новая посуда, не произведенная на еврейской фабрике, перед её использованием. Кстати, встреча в этом месте матери и дочери считается неприличной.

Характерно, что уже в древности уделялось внимание гигиенической стороне обряда омовения в микве: перед ним женщины должны были вымыть голову.

В средние века многие места для ритуального очищения служили банями, в частности, из-за запрета евреям мыться в реках вместе с христианами. В настоящее время при них работают отдельные кабины с ванной, купание в которых (наряду с расчесыванием волос, снятием лака с ногтей и т. п.), служит подготовкой для омовения.

Строится миква на земле, причем, не из готовых блоков. Ее пол и стены не должны допускать просачивания или утечки воды. Вода в ней – стоячая. Минимальное количество – 40 сеа. По различным подсчетам ученых эта цифра составляет от 250 до 1 тыс. литров.

Микве наполняется на 40 сеа дождевой водой или водой, поступающей из естественного источника, например, реки. Но ни в коем случае эта вода не должна быть доставлена в сосудах. После этого может быть добавлено любое количество жидкости из крана или других источников.

Миква в Глубоком

Не смотря на то, что белорусы народ терпимый, и войн на религиозной почве здесь не происходит, ритуальные сооружения, тем не менее, страдают. Зачастую это происходит в результате подготовки к празднованию Дожинок, или, как это произошло в Глубоком, Дню письменности.

Глубокое

Глубокое. Фото около 1930 г.

В апреле там сравняли с землей микву. К сожалению, внести предложение в Минкультуры по наделению здания статусом историко-культурного наследия не успели. Буквально за две недели до приезда представителей Белорусского общества охраны памятников истории и культуры постройку снесли. Поэтому пришлось сделать замеры того, что осталось.

Миква в Глубоком

На месте ритуальной бани планируется построить автостоянку. Видимо, чтобы гостям праздника было где разместить свои автомобили.

Руины миквы

Тем не менее, председатель общества Антон Астапович заявил, что они будут добиваться наделения статусом историко-культурной ценности территорию всего синагогального двора. Это позволит в будущем разработать проект регенерации. Возможно, миква и Главная синагога (всего на период XIX века в Глубоком их насчитывалось 6), уничтоженная во время Второй мировой войны, будут восстановлены.

К слову, профессор Александр Иванович Локотко пишет, что Главная синагога относилась к довольно редкому типу – переходному. Как правило, такими считаются типы зданий, которые включают в новостройку остатки предыдущей постройки.

На фотоснимке 20-х годов прошлого века можно увидеть, что Главная синагога местечка представляет собой деревянно-каменную конструкцию.

Происхождение миквы в Глубоком

Предполагается, что Глубокская миква была построена в середине ХVIII в. на берегу реки Микитки. О времени постройки говорят размеры кирпича 330х180х50мм, который составляет внутреннюю толщу стены. Однако снаружи здание облицовано кирпичом, который практически соответствует современным стандартам. Такой материал использовался еще в дореволюционные, царские времена. Объяснить это можно тем, что микву, построенную в ХVIII ст., реконструировали во второй половине XIX ст.

Есть и другое мнение: миква была построена в конце XIX в., а для ее застройки использовали кирпич от разборки корпусов кармелитского монастыря, либо замка Радзивиллов. Без документов, которые хранятся в Виленском архиве, определить точное время постройки затруднительно.

Забавный факт: корреспондент «Вольнага Глыбокага» вспоминает, что в 60-ые гг. прошлого столетия в здании разместили городскую баню, а чуть позже – вытрезвитель. Очищали от скверны местных пьяниц.

Миква в Зембине

В апреле Общество охраны памятников провело в Зембине месячник. По его итогам было подготовлено и направлено в Министерство культуры предложение по приданию статуса историко-культурной ценности зданию бывшей миквы второй половины XIX века.

В обосновании сказано, что евреи поселились в Зембине в 1783 г., а сам он начал быстро расти. Этническое изменение состава местечка отразилось и на его внешнем облике. Если раньше на торговой площади стояла церковь, то вскоре на ее месте возвели синагогу, которая просуществовала еще до Второй мировой войны, а новую церковь построили в стороне от центра.

Во время войны 1812 года в Зембине провел первую ночь при трагической переправе через Березину Наполеон. Тут же в храме исповедовался тяжелораненый французский генерал (по другим сведениям главный капеллан большой армии). Здесь он умер и был похоронен.

Кроме того, местечко издавна было центром культуры и образования. Местная библиотека, которая, скорее всего, образовалась вместе с основанием в первой половине XVII века монастыря доминиканцев, была в свое время самой богатой в крае. Существовала она до 1812 года, и сгорела во время военных действий. Были тут и учебные заведения. Так, вместе с постройкой в ​​начале XIX в. нового здания костела, при нем образовалась школа. В 1863 году в местечке открылось высшее народное училище.

Еврейское население доминировала в населенном пункте до Второй мировой войны. Здесь родился известный белорусский литератор Изи Харик. 17 июля 1941 г. немецкие каратели уничтожили 927 жителей Зембина еврейской национальности за 0,8 километрах к северу от городка, о чем свидетельствует небольшой мемориал.

Проект реконструкции

В современном Зембине следы еврейской культуры можно проследить благодаря ряду деревянных домов-магазинов нач. XX в. На западной окраине поселка, рядом с автодорогой Логойск-Зембин, сохранились еврейские кладбища. Миква находится на северо-западе от центра поселения, между усадебных участков, которые расположены вдоль главных улиц поселка, рядом с рекой Зембинкай.

Сохранение и реконструкция миквы имело бы большое значение для Беларуси, т.к. это наилучшее свидетельство веротерпимости, толерантности и мирного существования бок о бок представителей разных конфессий.

Фото: http://globus.tut.by, http://pomniki.budzma.org