В случае с подъездами многоквартирных домов это особенно заметно: пока за строгим графиком уборки следит ЖЭС и ЖКХ, жильцы довольны по умолчанию, платят и не задумываются о том, откуда чистота берется. Но с 20 мая 2013 года дня вступления в законную силу Приложения к Постановлению №12 МинЖКХ РБ - официальные нормы, касающиеся уборки подъездов в Минске, изменились (вступив в противоречие с санитарными нормами МинЗдрава РБ). С тех пор далеко не каждый дом может похвастаться приятными на вид подсобными помещениями и территориями. Следуя закону и убирая подъезды реже, коммунальные службы не успевают справляться с горами рекламных листовок, сигаретными бычками, конфетными фантиками, непристойными надписями и банальной пылью. О том, как правильно следует убирать подъезды, тарифах на услуги клинеров и грамотном поведении в случае, если количество грязи растет, несмотря на своевременные взносы - в нашей статье.  

Что говорят санитарные нормы?

Уборка подъездов в Минске

Согласно актуальному по сей день документу №95 "Санитарно-гигиенические требования к обустройству и содержанию подсобных помещений и территорий жилых домов", принятому в МинЗдраве РБ 25.08.2009, периодичность уборки подъездов должна быть следующей:

  • сухая уборка (подметание веником или щетки с использованием совка) выполняется 2 раза в неделю по утвержденному графику;
  • влажная уборка с применением дезинфицирующих средств выполняется 1 раз в 2 недели.

Документ не запрещает убирать подъезды чаще, чем требуют официальные санитарные нормы: во многих случаях и этой частоты подметания и мойки лестничных пролетов недостаточно для поддержки чистоты.

Что касается остальных видов работ:

  • сбором во дворе опавших листьев, веток, мусора, сметанием пыли необходимо заниматься через день;
  • убирать пыль с потолков, мыть стены, тамбур, плафоны, радиаторы отопления - ежегодно;
  • мыть окна - ежегодно весной;
  • дезинфицировать крышку мусоропровода изнутри и снаружи - раз в 2 недели;
  • подметать и мыть подвал, чердак и другие вспомогательные помещения - раз в полгода;
  • вытирать мусороприемную камеру мокрой тряпкой - раз в 10 дней;
  • подметать кабины лифтов - раз в 5 дней;
  • счищать с крыльца и дорожек лед и снег - каждый день.

Частота травли насекомых и грызунов устанавливается ЖЭСом индивидуально, обычно дезинсекция и дератизация проводятся по мере обнаружения вредителей мастерами или поступлении жалоб от жильцов. 

Что говорят в МинЖКХ?

В ЖЭУ свои взгляды на то, как правильно убирать в подъездах. По новым правилам периодичность проведения клининговых мероприятий зависит от отчислений жильцов, исходя из тарифа 53 коп. на одного прописанного в квартире человека. То есть, если в подъезде многоквартирного дома живет 100 человек, и каждый из жильцов раз в месяц платит 53 руб., этот подъезд за месяц "может себе позволить" мойку сверху донизу 1 раз и подметание веником - 2 раза, что никак не соответствует приведенным выше санитарным нормам. Остается только предполагать, в каком состоянии будет находиться первый этаж многокввартирных домов и новостроек, на котором грязь копится быстрее, чем в других местах. При этом официальные требования к чистоте мест общего пользования (МОП) остаются прежними: за состоянием подъездов следят работники ЖЭУ, сотрудники районного ЖКХ, представители райцентров гигиены и эпидемиологии.

Что делать, если график уборки подъездов не устраивает?

График уборки подъезда

Согласно Указу №535 "Об оказании услуг ЖКХ", жильцы имеют право отказаться от уборки МОП службами ЖКХ и самостоятельно заняться решением вопроса о наведении чистоты.

Уборка подъездов в многоквартирном доме может быть разной:

  • жильцы продолжают делать взносы, службы ЖКХ наводят порядок с частотой, зависящей от размера этих отчислений, жильцы моют и подметают лестницы и лифты дополнительно сами, если периодичность клининговых мероприятий их не устраивает;
  • чтобы не зависеть от официальной периодичности уборки подъездов, жильцы отказываются оплачивать труд работников ЖКХ, находят частную клининговую компанию и сотрудничают с ней;
  • жильцы отказываются от оплаты труда работников ЖКХ и составляют собственные графики уборки подъездов, распределяя очередность между квартирами.

Порядок действий жильцов многоквартирных домов, которым не нравится качество работы служб ЖКХ

Если в МОП многоэтажного дома очень грязно, и его жильцы готовы оплачивать услуги клинеров не по официальной стоимости 53 коп., а, например, платить бОльшие суммы частным организациям или не платить никому ничего и убирать самим по очереди, им следует поступить так:

  1. Все, кто пользуются помощью служб жилищно-коммунального хозяйства, в том числе, те, кто снимает и сдает квартиры, должны организовать общее собрание и обсудить вопросы, касающиеся самостоятельной уборки МОП или найма частной клининговой компании. По результатам обсуждение решение должно быть принято единогласно.
  2. Лицо, назначенное ответственным (например, старший по подъезду), готовит протокол, подтверждающий отказ всех жильцов от уборки МОП ЖЭКом. В протокол необходимо внести график проведения клининговых мероприятий так, чтобы он не нарушал официально принятые санитарные нормы уборки подъездов в многоквартирных домах.
  3. Ответственное лицо передает протокол в районное КУП "ЖКХ" или в свой ЖЭС. Существующий договор с жильцами будет прекращен, и они освободятся от регулярного внесения оплаты по официальному тарифу. 

КУП "ЖКХ района" может объявить конкурс по выбору клининговой компании, занимающий от 2 недель до 2 месяцев. Жильцы также имеют право предложить частную клининговую организацию, которая устраивает их самих.

Стоимость клининговых услуг в Минске

Расценки у минских клининговых компаний разные. Стоимость сухой и влажной уборки чаще всего будет зависеть от площади подъеда. Есть фирмы, моющие стены, обметающие от пыли и паутины потолки в рамках стандартного тарифа, есть те, которые просят за это дополнительную оплату. Если подытожить сказанное, можно увидеть, что за удовольствие от постоянно чистого подъезда жильцам придется платить в 3-4 раза больше стоимости всех тех же услуг, оказываемых ЖЭСом.

Кто проследит за состоянием МОП, если их уборкой занята частная компания?

Порядок уборки подъездов в многоквартирном доме

Даже если договор с жильцами был прерван на основании протокола, составленного на общем собрании, ЖЭС продолжит контролировать чистоту МОП и за отдельную плату уберет то, что не устраивает жильцов, если они вызовут мастеров, и мастера в присутствии двух свидетелей подпишут протокол. Примеры таких ситуаций - нецензурные слова на стенах и действия вандалов. Все это должно быть устранено в течение первого месяца после обнаружения.

Заключение договора с частной клининговой компанией или самостоятельная уборка МОП жильцами многоквартирного дома - выход из ситуации, когда качество или периодичность предоставления услуг ЖЭС не устраивает.