6 августа в Беларуси ожидается до +35 Доллар установил новый рекорд – 15 565 В Британии арендодатели могут попасть в тюрьму из-за съемщиков-нелегалов Минторг закрыл «Новоселкин» Госстандарт запретил реализацию строительных инструментов из России и Китая Размещение рекламы на сайте hata.by Успеть приватизировать и не прогадать: ответы на главные вопросы приватизации Белорусский отель с французским шиком: в Минске откроют «NOVOTEL MINSK MAYAKOVSKAYA» Как разделить недвижимость в случае развода Власти США выделили $3 млрд в помощь безработным ипотечным должникам

Неоготика на Золотой горке. Часть первая.

Опубликовано: 25 июля 2012

Автор: Наталья Рак, культуролог

Рассматривая архитектуру современной Площади Победы, сторонний наблюдатель не подумает, что эта часть города существовала до пятидесятых годов: сталинский неоклассицизм, прославляющий победу народа в ВОВ, не допускает подобного. Но внимательный глаз может различить белые шпили загадочного костела, приютившегося на небольшой возвышенности. Монументальные сталинские дома и строгий в своем советском функционализме Дворец искусств стыдливо закрывают неоготический костел Св. Роха.

 

Золотая горка Минска

Золотая горка - это название возвышенности в районе Площади победы, именно на ней стоит один из самых красивых неоготических костелов Минска – Костел Пресвятой Троицы (Св. Роха), ранее около него было кладбище – Золотогорское. 

Существует несколько версий о происхождении названия холма. Одна из них говорит, что на нем прятали награбленное воры, в том числе и золото. Вторая версия отстаивает мнение, что если Серебрянка получила свое имя, потому, что там были гостиные дворы среднего достатка,  то на Золотой горке – самые дорогие. Третья городская легенда связывает название возвышенности с постройкой костела, посвященного св. Роху. Во время одной из эпидемий в Минске врачи поняли свою беспомощность. На холме объявили сбор денег для строительства храма святому Роху – покровителю больных чумой, проказой, холерой… Как только был построен деревянный костел-капличка, эпидемия прекратилась.

После Первого раздела Речи Поспалитой и вхождения литвинского Минска в состав Российской Империи, Екатерина II пытается внести свой порядок на захваченных землях. Так, указ 24 декабря 1771 года  запрещает хоронить в пределах города и требует строго соблюдать конфессиональную принадлежность. Униатам было отведено уже существовавшее кладбище на Золотой горке. Но нет никаких иных сведений о религиозной принадлежности погребенных на этом некрополе. Исходя из сохранившихся надгробий, можно сделать вывод, что там хоронили католиков. В 1839 году под давлением Николай I, Полоцкий церковный собор взял на себя ликвидацию униатства, а униатов перевели всем скопом в православие. Однако есть сведения, что многие бывшие униаты, ориентировавшиеся на беларусско-польскую культуру, принимали потом католицизм. Помня о том, что основным католическим кладбищем была Кальвария, можно сделать вывод, что и после 1839 года хоронили на Золотой горке бывших униатов.

Кладбище было окончательно разрушено во время строительства Дворца искусств, но, благодаря совместным усилиям католиков и историков, удалось сохранить около десятка надгробий. Сейчас в церковном дворике они являют собой молчаливых свидетелей варварства.

 

Костел Святой Троицы и  каплица св. Роха

Самый старый костел Минска находился невдалеке от Золотой горки. Это был костел Святой Троицы, построенный на пожертвования великого князя литовского, а потом и польского короля, Ягайло еще в 15 веке. Известно, что он был деревянный. Он имел статус прихода, и был известен далеко за пределами Минска: костел славился своим интерьером и некоторыми чудодейственными святынями. Но в начале 19 века во время сильного пожара, деревянный костел Святой Троицы сгорел. Минский католический  Святотроицкий приход остался без храма.

По скудным источникам можно сделать вывод, что попытки собрать деньги на новый костел (но уже каменный) не удалось. Тогда было решено сделать приходским храмом небольшую каплицу св. Роха, которая находилась на Золотогорском кладбище. Деревянная часовня сохранила посвящение св. Роху и стала называться костелом Святой Троицы по имени прихода.

Минская загадка святого Роха

Святой Рох является покровителем больных чумой, оспой, холерой, которые вызывали не так давно настоящие пандемии. О жизни святого известно, что он родился во французском городе Монпелье в 13 веке. В 20 лет Рох раздает свое имущество бедным и отправляется пилигримом в Рим. В Италии свирепствовала чума, и, встречая всеми покинутыми больных, Рох не может отказать им в последней помощи. Он ухаживал за ними, молился, прося Бога даровать больным здоровье. В одном из городов он заразился чумой. Ему было запрещено появляться в городах. Рох уединился в лесной землянке и готовился к смерти: голод убил бы его быстрее черной смерти. Но, как говорят жизнеописания святого, собака некого дворянина принесла ему кусок хлеба. Вскорости святой исцелился. Он возвратился в родной город, где его приняли за шпиона. В тюрьме Монпелье Рох умирает.

Роху начинают молиться об избавлении от чумы во многих городах Франции и Италии, слава патрона отверженных быстро распространяется по всей Западной Европе. Он был канонизирован в начале 17 века. Римско-Католической Церковью было официально признано, что святой Рох является покровителем паломников и хирургов, всех заболевших чумой, холерой и оспой. Традиционно Святого Роха изображали указывающим на чумную язву на ноге. Он держит в руке посох, около него собака. 

Появление каплицы святого Роха на Золотогорском кладбище можно объяснить тем, что изначально на Золотой горке хоронили умерших от чумы либо холеры. Есть также версия, что невдалеке находился монастырь рохитов – монахов ордена св. Роха. Рохиты брали на себя уход за безнадежно больными. Но ни одна, ни вторая версия не имеют никаких подтверждений, они основываются на традициях возведения часовен и храмов, посвященных святому Роху, в других странах.  

Интересно, что в некоторых газетных статьях 19 века святой Рох фигурирует как покровитель Минска. Одна из легенд говорит, что во время эпидемии холеры 1631 (?) года некому горожанину приснился святой Рох, просящий извлечь свою статую из руин заброшенного монастыря. Поиск статуи и последующие строительство каплицы святого Роха на Золотой горке объединило не только ортодоксальных христиан, католиков, униатов и протестантов, но и татар, и евреев, как говорится на портале Сatholic.by. После установления найденной реликвии в каплице, город был избавлен от эпидемии. В заключении легенда утверждает, что святой Рох, с тех пор как его начали почитать в Минске, оберегает город от эпидемий и пандемий и возвеличивает славу минских эскулапов. 

                                         

                                                                                                                                                                                                                                         


Оставьте Ваш комментарий





Коментарии к статье (0)

Читайте также:
0.911514