На том месте, где сейчас находится Дворец профсоюзов, раньше стоял дом Барща, на бывшей  улице Захарьевской, 97. Здесь была контора объявлений со своим печатным органом. Так же в этом здании некогда находилось управление Либаво-Роменской железной дороги. Это был двухэтажный дом, который парадным фасадом выходил на одну из самых старых улиц Минска – Юрьевскую.

Первой в проекте постройки неугасимого светлого будущего должна была стать Центральная площадь (с 1984-го Октябрьская), которая располагается в одном из самых красивых мест столицы – в исторически сложившейся центральной части города. Это удивительно высокая возвышенность, от которой в восточном направлении, к руслу Свислочи, спадает отвесный овраг и открывается живописная панорама заречной части города.

Место для новой площади стало чрезвычайно выгодным. На противоположной стороне сохранился старинный сквер, занимающий квартал между проспектом, улицами Энгельса, Карла Маркса и Красноармейской. На их осях стоят монументальные высотки довоенной поры: Дом офицеров и здание ЦК КПБ, которые органично, вместе со сквером, входят в единый комплекс  новой, парадной Центральной площади.

Торжественность площади предопределилось характером архитектуры зданий. Постройки на Октябрьской площади  выполнены в крупных формах классического ордера, по высоте не превышающей 5-6 этажей. Такой прием хорошо сочетался с высотой высаженных деревьев, был сомаштабен ансамблю этого квартала города и хорошо подходил для поставленной задачи.

Начало строительства 

На правой стороне Центральной площади уже в 1949 году началось строительство Дворца профсоюзов по проекту Владимира Ершова. В результате он разместился на рельефном краю, с которого раскрывается перспектива на панораму за Свислочью и городской сквер напротив площади.

Это здание, построенное в духе античных образцов и щедро декорированное скульптурами, обращено своим фасадом к площади. В нем разместилось два зала - колонный и театральный, чья сцена оборудована по примеру Большого академического театра в Москве. Стены обоих залов богато украшены лепкой. На первом этаже Дворца культуры расположен вместительный и богатый по своему внутреннему устройству Колонный зал. Здесь же находился театр Дворца культуры профсоюзов. Зал этого театра рассчитан на 850 мест с партером и ярусами.

Фото М. Адамчика

На самом деле, эта постройка - плод работы нескольких авторов. Тут и возникли различные противоречия и недосказанности. Строительство Дворца культуры профсоюзов осуществлялось первоначально по типовому плану знаменитого советского зодчего Л. В. Мелеги. Здание имеет четкую объемную композицию с применением классического ордера как в мощном портике главного фасада, выходящего на площадь, так и в боковых фасадах, решенных трехчетвертными колоннами с коринфийскими капителями. Почти такой же дворец, Музыкально-драматический театр, уже стоял в столице Карелии - Петрозаводске. Но В. А. Ершов очень серьезно его откорректировал, сделав план более вытянутым и  поставив его на высокий цоколь. Для этого ему понадобилась помощь еще одного архитектора, Л. Павлова. В результате основательной корректировки Ершовым изначального проекта Льва Мелеги, который, кстати, в то время также проектировал для Минска, была сильно развита планировка вестибюля и зрительного зала, с целью придать зданию торжественно-монументальный вид.

В результате фасады и интерьеры оказались чрезвычайно обогащены декоративными формами и деталями архитектурной классики, часть которых в дальнейшем даже пришлось убрать. В планировке здания изменили структуру увеличенного до 900 мест зрительного зала, где вместо прямоугольного амфитеатра были устроены партер и два яруса балконов. Архитектурное оформление фасадов выполнено Ершовым и Павловым с учетом варианта фасада по проспекту, который разработал знаменитый зодчий М. П. Парусников, занимавшийся архитектурным оформлением всего района проспекта.

Рисунок Р. Федосенко

До этой разовой работы в Минске, Ершов прославился в Москве постройкой нескольких станций метрополитена, еще до войны. Это ему принадлежит авторство вездесущих в архитектуре эпохи Сталина рогов изобилия, заимствованных из античной мифологии. Из рога всего много! Это излюбленный декоративный мотив во многих стилях, начиная со времен римлян. Он обычно является частью общей декоративной композиции в убранстве интерьера и экстерьера. Но существует пример репликации, где он приобретает монументальный, эпический образ - Павильон Сибири и Дальнего Востока на ВДНХ в Москве, который построил именно Ершов (1939-1940). Перед павильоном стояли гигантские рога изобилия, расположенные на пьедесталах, обращенные друг к другу. Может, этот талант Ершова-декоративиста привлек тогдашних белорусских заказчиков?

Дворец на большом гранитном цоколе был чрезвычайно щедро украшен скульптурами и лепниной. На фасаде устанавили скульптурную группу работ таких мастеров, как Алексей Глебов, Сергей Селиханов и Виктор Попов. Но есть свидетельства, что в ее создании принимал участие Сергей Адашкевич. А также называются братья Роберманы. В любом случае, для работы над этим колоссальным объектом пришлось привлечь огромное количество мастеров, декораторов, оформителей и скульпторов.

Там, если присмотреться, есть девушка со скрипкой, мальчик с глобусом, рабочий, крестьянка, спортсменка и интеллигент. Считается, что это и есть образ самого Владимир Ершова (интеллигент?). И остальные персонажи имеют конкретных прототипов, которые позировали скульпторам. Среди других и примадонна Лариса Александровская. Таким образом, скульптурная отделка Дворца стала отдельной заметной главой в истории белорусской культуры. А напротив Дворца велись работы по установке памятника Сталину, для которого новая парадная высотка должна  была быть кулисой. А за ним, на оси площади, хотели разместить высотное здание для правительственного учреждения. В органическом ансамбле с монументом должны были быть решены фасады зданий, имеющихся по периметру площади.

Жертва развенчания культа личности

Но внезапно памятник Сталину, который не простоял и трех лет, был уничтожен. Хотя к 1954 году Дворец уже был готов, его торжественное открытие состоялось 3 июля 1956. Ершова на открытие не пригласили. А его творческий вклад стал жертвой развенчания культа личности.

Со строительством это Дворца связан столичный апокриф, свидетельствующий, что его возводили пленные итальянцы. Мол, поэтому он устроен так добротно и красиво. Злые языки в 1950-х называли это здание "усыпальница Юзика Бельского", по имени тогдашнего председателя Белорусского республиканского совета профсоюзов. Во Дворец почти сразу начала нацеливать свои острые стрелы критика. А после смерти Сталина критика звучала все громче: "К сожалению, в дальнейшем синтез изобразительного искусства и архитектуры в создании и поисках образа советского здания утратил свое значение, превратив скульптуру в декоративную архитектурную деталь. Примерами этого могут служить Дворец профсоюзов, где скульптурная композиция на портике и крыше здания должна была отразить расцвет белорусской культуры".

Литография А. Тычины

Критики и историки архитектуры не скупились на едкие слова. Так Анатолий Воинов в своей "Истории архитектуры Беларуси" писал: "Для строительства Дворца культуры профсоюзов в Минске первоначально был принят для повторного применения проект построенного в Петрозаводске Дворца культуры (арх. Л. Мелеги). Однако с учетом размещения его на Центральной (Октябрьской) площади столицы республики этот проект был переработан архитекторами В. Ершов и Л. Павловым (...) В свою очередь это привело к отказу от ряда помещений, к затемнению других рабочих и вспомогательных площадей. В результате функциональное решение Дворца получилось неудачным ". При этом чему именно не соответствует функция, не раскрывалось. Затем имя Ершова вообще было стерто со скрижалей официальной истории архитектуры.

Переоценка ценностей 

Ансамбль Октябрьской площади создавался по проекту архитекторов Г. Баданова, В. Короля, Л. Мацкевича, М. Осмоловского и М. Парусникова. Наиболее заметным, программным зданием стал Дворец культуры профсоюзов, построенный в 1949-1954 годах по проекту архитектора В. Ершова, который переделал для этого проект Л. Мелеги, и богато украшен белорусскими скульпторами и художниками. Но, дальнейшие работы на площади, которая получила название Октябрьская, прежде всего, в результате постройки Дворца Республики (1986-2001 г.),  вконец исказили первоначальные идеи зодчих, увидевших Минск обгоревшим, в котором еще не остыл пепел на пожарищах.

Буквально через полтора десятка лет Дворец профсоюзов стал одним из любимых объектов художников и фотографов. Мы видим Дворец на фотографиях молодых тогда Валентина Ждановича, Зенона Позняка, Леонида Македонского, Георгия Лихтаровича, в графике Анатолия Волкова, Анатолия Тычины и Юрия Тышкевича. На фоне более поздней архитектуры без художественных излишеств, эта величественная помпезная высотка смотрелась как действительно значимый архитектурный шедевр, который стал источником вдохновения для разных творцов последующих поколений.

Важно было и то, что он был открыт для всех. Во Дворце имеется библиотека, располагаются различные кружки художественной самодеятельности. В специальном зале заседаний проводились различные совещания и собрания рабочих. В Белом зале площадью 256 квадратных метров проводятся торжественные мероприятия и занятия танцевальных коллективов. Помимо этого, во Дворце есть и «Арт-кафе» на 60 мест. В 2005 году был открыт новый хореографический зал, оснащенный станками и зеркальной стеной. 26 апреля 2008 года с фронтона здания, при помощи башенных кранов, были сняты, почти на полгода, на реставрацию, украшавшие его скульптурные композиции.

Значимость этого объекта неожиданно актуализировалась на рубеже ХХ и ХХI веков, послужив и декорацией для важных политических событий, и основой для новой волны переоценки, интерпретации советского наследия в разных жанрах. Его фотографировали и рисовали, насыщая новым содержанием, подыскивая ему контекст в новейшую эпоху.