Транспортное сообщение с Уздой вполне хорошее: рейсовые автобусы, коммерческие маршрутки, электропоезда курсируют регулярно и достаточно часто. По железке добираться до этого райцентра мне не рекомендовали: минимум час на электричке до платформы станции Энергетик, а потом еще 20 верст автобусом, который ходит довольно редко. Выбрал рейсовый отправлением с улицы Дружной у столичного вокзала.

В 10.50 стартуем. Огромный, как пароход, МАЗовский автобус почти пуст. Из 40 с лишним мест заняты только два. Что сказать, явно недомониторили специалисты «Миноблавтотранса», выставив на маршрут в это время столь вместительную машину.

Двадцать минут до МКАД, час по трассе — и вот уже паркуемся на площадке узденского автовокзала. Пассажиров в дороге прибавилось не ахти сколько. Человек шесть подсели в Дзержинске. По всему видно, убыточный вышел рейс.

Хайвей районного масштаба

После столичной круговерти для души и глаз здесь отдых. Мал, чист и несуетен городок Узда. Но какой-никакой, а все ж райцентр, так сказать, мини-столица административной единицы.

У нас ведь какое представление о глубинке? Дома там пониже, асфальт пожиже. Насчет домов, в общем-то, верно. Выше пятого этажа жилых строений не заметил. А вот дороги, как говорит один известный белорусский спортивный телекомментатор, будьте-нате. Не хайвеи европейские, конечно, но многие минские трассы здешним должны крепко позавидовать. Не скажу о переулках, но центральным улицам — Советской, Первомайской, Карла Маркса — перед своими столичными тезками совсем не стыдно: ровненькие, чистенькие, без единой заплаты. Впрочем, коллеги из узденской районной газеты «Чырвоная зорка» как местные жители, знающие о своем городе все и чуточку больше, все же сетуют: дороги-то хороши, спасибо местной власти, не пожалевшей бюджетных ассигнований, да вот тротуары — беда. Глянул я уже их взором из окна редакционного, что на улицу выходит, — и точно: где пешеходной дорожки вовсе нет, а так — тропинка, где чуток асфальт выглядывает, словно стесняется. Ну да всему свое время. Дойдут и до них руки дорожных рабочих.

Ханское горе

О происхождении названия Узда местные жители из знающих непременно расскажут легенду. В незапамятные времена спешил куда-то по своим делам срочным татарский хан (имя за давностью лет никто не помнит). И случилось ему пересекать здешнюю реку. Конь под ним, как и положено, статный, норовистый. А сбруя — загляденье: заклепки — все больше золото. И вот же угораздило: аккурат посреди брода эта самая деталь конского тюнинга возьми да и соскользни прямо в воду. Уж хан ругался. Уж он, бедолага, горевал. Своих конюхов-разгильдяев грозился выпороть. Зеваки со всех окрестностей сбежались. О телевизорах в ту пору понятия не было, и потому любое ЧП в бедной на события местности — в центре всеобщего внимания. Сколько хановы слуги да местные мужики в надежде на вельможную милость и награду ни ныряли — результат ноль. Канула в воду уздечка. Сказал восточный руководитель еще пару иностранных слов на прощание да и поскакал прочь. А событие то в памяти народной отложилось. И во всех окрестных поселениях так и стали называть здешнее место — «То самое, где хан узду потерял». Со временем осталось одно короткое слово — Узда. Так было на самом деле или иначе (есть версия, что вовсе и не хан татарский здесь ехал, а русская императрица Екатерина), кто ж сейчас доподлинно установит. Серьезные исследователи, к примеру, предлагают свою версию: название города пошло от древнего литовского слова «узла», что значит настил через болото, гребля. И еще одно толкование приводят: Узда — от татарского (все ж не обошлось без них) слова «усда» — селение на реке Уса.

Приезжайте к нам селиться

Командированному журналисту в незнакомом городе один путь — в центр, где непременно должна располагаться местная админист­рация. Так и вышло. От малолюдного автовокзала вдоль по широченной улице Советской минут 20 неспешного хода, и вот оно — здание районного исполнительного комитета. Внешне точная копия строения администрации Фрунзенского района столицы. Главное отличие — внутри.

Никакой вам суеты, никаких просителей-посетителей. В фойе строгий, но вежливый дежурный в униформе. Удостоверение мое редакционное внимательно изучил и без лишних проволочек подсказал, куда направиться: в отдел идеологической работы. Там молодая и симпатичная руководитель Наталья Кононенко мне о родном городе много интересных разъяснений дала. Да вот хоть по жилищному вопросу.

— Очереди у нас почти нет, — говорит Наталья (а вы, минчане, мотайте на ус). — До недавнего времени год-два — и строй себе по льготному кредиту что хочешь: квартиру или дом. Последние лет пять от одного до трех многоквартирных домов сдавалось.

Для 10-тысячной Узды неплохо. К городу со всех сторон вплотную засеянные поля подступают. Так что специалистам-аграриям здесь почет и уважение. Есть и промышленность, в основном легкая. Вот известный всем косметический «Витэкс» открыл филиал своего производства, а попутно увлекся сельским хозяйством. У предприя­тия под крылом целый сельхоз­кооператив. Опять же пасека. Имеется и отличная швейная фабрика, продукция которой идет в том числе и в другие страны.

К слову, в самой Узде живут толковые да хозяйственные ребята. Вот, к примеру, стоял в городе много лет старинный дом. Даже старожилы запамятовали, что именно в нем размещалось: то ли школа, то ли еще какое учреждение. В общем, признали его аварийным и стали решать, как с ним поступить. Снести? Жалко. Дом, говорят, с историей. Ремонтировать дорого. Так и стоял, пока местный предприниматель не выкупил с аукциона. Не поверите: за 35 тысяч рублей. Причем совершенно на законных основаниях. Сейчас здесь потихоньку идет ремонт, начал работать небольшой цех по выпуску свечей, планов у нового хозяина дома великое множество.

Не найдется работы по специальности и призванию здесь, в Узде, — всегда можно подыскать что-то подходящее в ближайших городках и поселках. Да хоть бы и в Минске. По разным оценкам, от 500 до 1.000 местных жителей ежедневно едут на работу в столицу, Дзержинск и Столбцы.

За кадром

Много еще можно поведать об увиденном и услышанном в будущем спутнике Минска. Например, об удивительном краеведческом музее. Один бюст Ленина в экспозиции чего стоит! В войну мест­ная жительница, рискуя жизнью, прятала его в своем доме. Так что бронзовый Ильич здесь с героической историей.

И о Петропавловской церкви многострадальной, где до войны служил священник отец Михаил. В 1936 году пал от рук убийц и позже был прославлен в лике святых новомучеников. А церковь! Что с ней только не творили в богоборческие времена. Все же устояла, более того, с 2000 года символами Узды стали апостолы Петр и Павел. Образы святых с того же года на гербе города.

И о местах окрестных чудодейственных. Взять хотя бы расположенную неподалеку деревню Низок, подарившую белорусской литературе и баснописца Кондрата Крапиву, и поэта Павлюка Труса, и писательницу Лидию Арабей. А вся Узденщина — добрый десяток замечательных мастеров слова. Объясняют такое изобилие талантов уникальной географией здешних мест: множество рек и криниц создают особую атмосферу, которая благотворно влияет на развитие творческих способностей.

Да что рассказывать, поезжайте в Узду и все сами увидите. Не пожалеете.

Если вы хотите снять квартиру, на нашем портале Hata.by большой выбор объявлений долгосрочной аренды квартир от собственников, а также аренды квартир посуточно в Могилеве, Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно, Минске и других городах Беларуси. Вы без труда подберете подходящий именно Вам вариант.