В Советском Союзе средняя заработная плата, составлявшая 150 руб. соответствовала стоимости одного квадратного метра типового жилья (КПД) – 140–150 руб. При этом существовала система бесплатного обеспечения граждан жильем – всех без исключения. Кто не хотел ждать бесплатную квартиру, тот мог построить квартиру в ЖСК, в котором квадратный метр стоил как одна средняя зарплата.

Справка. По данным фирмы SAVVA Real Estate, в середине 1990-го года средняя цена 1 кв. метра общей площади квартиры в многоквартирных жилых домах  в Москве составляла (в долларовом эквиваленте) около 100 долларов. В Минске в 1991 году стоимость строительства квадратного метра жилья, в том числе на вторичном ранке, составляла 450-500 руб. Средняя заработная плата в Минске в том же году была 602 рубля, в Могилеве -- 544 рубля. Как видим, в 1991 году средняя заработная плата превышала стоимость квадратного метра жилья КПД. Стоимость строительства 1 кв. м общей площади в многоквартирных жилых домах типовых потребительских качеств,  строящихся с государственной поддержкой,  к началу 2003  г. составляла 200–220  долларов, в домах, имеющих повышенные потребительские качества -- 350–500 долларов.

В Республике Беларусь соотношение средней зарплаты и стоимости квадратного метра типового жилья в 2000 г. составляло 0,38; в 2001 г. – 0,44; в 2002 г. – 0,5. В течение последующих лет вплоть до сегодняшнего дня этот показатель колебался в пределах от 0,3 до 0,7. Во всех программах, рекомендациях, даже в научных трудах и студенческих рефератах предлагалось и предлагается для дальнейшего сближения данных показателей снижать стоимость жилья  (проектные, строительные работы) и способствовать со стороны государства повышению жизненного уровня населения. Но как показала практика последних 20 лет – снижение стоимости строительства административными методами, а иначе не получается, -- это путь к банкротству стройкомплекса. Впрочем, если посчитать, сколько на стройках не учтенных материалов, материалов, остающихся после ввода объекта в эксплуатацию, и сколько оседает на дачах, коттеджах и квартирах в виде проданных за полцены стройматериалов и изделий, то квадратный метр действительно мог быть дешевле.

Справедливости ради заметим, что цены на продукты питания в сравнении со средней заработной платы, на сегодня примерно такие же, как в Советском Союзе, когда литр молока стоил 27 копеек, а говяжья вырезка стоила 3,5 руб. Но при этом месячной заработной платы хватало, чтобы полностью экипировать троих детей к школе. Теперь на эти цели не хватит и двух зарплат. Что касается квадратного метра жилья, то он подорожал вдвое по отношению к заработной плате.   

В сегодняшней Беларуси за среднюю зарплату можно построить полметра типового жилья. На бесплатное жилье могут претендовать единицы, а остальным приходится за него платить, кому-то меньше, кому-то больше. Но реально приобрести себе жилье могут совсем немногие, даже если им предоставляется возможность получить льготный кредит.

То есть, если коротко, то заработная плата по отношению к стоимости жилья даже по госрасценкам, занижена как минимум вдвое. Но сравнивать стоимость квадратного метра в Советском Союзе и сейчас не совсем корректно, хотя бы потому, что отношение жилой площади к общей квартир, строившихся, например, в тех же девяностых прошлого столетия, было вдвое больше, чем у современных квартир, в том числе и в домах КПД. Сегодня мало кто обращает внимание на такую составляющую современной квартиры, как лоджия. Люди радуются, когда в квартире просторные лоджии. Но площадь лоджии входит в общую площадь квартиры, хоть и с понижающим коэффициентом. Чем больше лоджий, тем ниже себестоимость квадратного метра квартиры, но тем выше прибыль того же застройщика.   

Обещали снизить, но не снизили

В прошлом году и в начале нынешнего года чиновники разных уровней неоднократно заявляли о том, что в стране делается все, чтобы сдержать стоимость квадратного метра жилья, строящегося с государственной поддержкой.

Что же мы видим в итоге?

Не будем далеко ходить. Возьмем для примера город Могилев и еще свежее решение Могилевского горисполкома №15-18 «Об утверждении предельных нормативов стоимости 1  квадратного метра общей площади квартир жилых домов, строящихся с государственной поддержкой,  на июль 2012 года».

Предельные нормативы стоимости 1 квадратного метра общей площади квартир жилых домов, строящихся с государственной поддержкой, утверждены в текущих ценах с учетом затрат по освоению и инженерной подготовке территории,  инженерному оборудованию территории, с затратами на благоустройство и озеленение по сериям жилых домов.

Для жилых домов до 5 этажей серии БО --  4 807 894 руб., до 10 этажей -- 5 108 670 руб.,  то же при строительстве вне места дислокации завода крупнопанельного домостроения (далее – КПД) и при удаленности населенного пункта от 80 до 150 км -- 5 214 540 и 5 350 089 руб. и 5 542 378 и  5 686 964 руб. соответственно.  Норматив для жилых домов из штучных материалов этажностью до 5 этажей включительно -- 6 163 430 руб., для каркасно-монолитных до 5 этажей включительно -- 6 389 345 руб.

Для 9–10-этажных домов серий 88-025 и 90 -- 4 865 395 и 4 410 522 руб. Соответственно, если завод КПД находится в удаленности от населенного пункта, то тогда квадратный метр дороже.

Норматив для домов кирпичных до 12 этажей включительно -- 6 554 429 руб.; каркасно-монолитных до 12 этажей включительно -- 6 795 373 руб.; кирпичных и каркасно-монолитных свыше 12 этажей -- 7 180 950 и 7 470 073 руб. соответственно. Для индивидуальных жилых домов  --  4 777 265  руб.;  каркасно-щитовых домов, строительство которых осуществляется хозяйственным способом многодетными семьями -- 6 805 979 руб. и 8 375 016 руб. – подрядным способом; со стенами из газосиликатных блоков,  кирпича, других штучных изделий при строительстве многодетными семьями хозяйственным и подрядным способами -- 6 234 581 и 7 899 216 руб. соответственно, при строительстве из бруса -- 6 044 337 и 7 425 509 руб. соответственно.

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата по итогам первого полугодия составила в Могилеве по данным Белстата 3 194 900 руб. После вычета подоходного налога и прочих отчислений остается около 2,8 млн. руб. Это 0,5 нормативной стоимости квадратного метра самого дешевого жилья типовых потребительских качеств, строящихся с господдержкой.    

По итогам июля средняя цена продажи квартир в домах КПД в Могилеве составила около 5,68 млн. руб./кв.м, что эквивалентно 682 долларам (при среднем курсе доллара в июле 8324 руб./долл.). В том числе средняя цена продажи квадратного метра однокомнатных квартир составила 6,07 млн. руб. (почти 730 долларов), двухкомнатных – 5,65 млн. руб. (678 долларов), трехкомнатных – почти 5 млн. руб. (600 долларов).

Можно сказать, что средние цены продажи квартир в домах КПД почти сравнялись с государственными ценами на типовое жилье. При этом за среднюю заработную плату как путем строительства, так и путем покупки на вторичном рынке можно приобрести не больше полуметра квадратного жилья. Вот такая арифметика.

Что есть норматив стоимости квадратного метра?

Еще один момент, который хотелось бы обсудить, это что есть норматив стоимости квадратного метра. С одной стороны, это стоимость строительства квартиры, которая берется за основу при расчете суммы льготного кредита. С другой, этот норматив рассчитан таким образом, чтобы подрядчик, который строит такое жилье, имел возможность получить минимальную рентабельность. На самом деле, если не воровать, если строить без задержек, качественно и без нарушений технологического процесса, то можно уложиться в 4 - 4,5 млн.руб. за квадратный метр.

Нормативная же стоимость, которая утверждается решениями местных исполкомов, создает большой стоимостной запас и широкое поле для всяких отклонений, в том числе откатов, в первую очередь для заказчика стройки и во вторую – для подрядчика. Но даже при таком запасе реальная стоимость квадратного метра чаще всего получается выше норматива. Ведь за все расплачивается бюджет и очередник, для которого строится жилье.  

Например, если реальная себестоимость строительства составляет около 6 млн. руб. за квадратный метр, а норматив установлен на уровне 5 млн. для такого жилья, то льготный кредит человек получит не на всю квартиру, а на 80% стоимости квартиры (при условии, что ему положен льготный кредит на 100% площади). Оставшиеся 20 % он должен будет оплатить своими деньгами. Но это при условии, если площадь квартиры не превышает положенный норматив 20 кв.м на человека. А поскольку сегодня при расчете размера льготного кредита учитывается наличие в собственности даже домика в деревне, то мало кому удается получить льготный кредит на всю площадь строящейся квартиры.

Как видим, современному льготнику, чтобы построить квартиру даже с привлечением льготного кредита, который кстати не такой уж льготный при нынешней ставке рефинансирования, нужно быть хорошо обеспеченным человеком, а не малоимущим, как написано в Жилищном кодексе, доживающем последние дни. К тому же сейчас льготный кредит вообще не положен человеку, если он просто состоит на квартирном учете и является малоимущим (имеющим среднедушевой доход на члена семьи менее 3 минимальных потребительских бюджетов (МПБ)). 

Беспроцентный кредит для советского человека 

О чем хотелось бы сказать еще? Наверное, о том, что в отличие от Советского Союза, власти Беларуси по сути дела уклонились и значительно от решения жилищной проблемы. То есть ни бесплатных квартир тебе, ни заработной платы, которая бы соответствовала стоимости квадратного метра жилья.

В сущности, при нынешних доходах населения, которое на самом деле не имеет жилья в собственности или имеет, но меньше установленной нормы, государство должно было бы обеспечивать эту часть населения бесплатным жильем. Благо, это начали уже понимать. В качестве альтернативы предлагается арендное жилье. Но когда оно появится? Даже те три дома, которые строятся в Минске, предназначены не для общего пользования, а для сдачи в аренду работникам Парка высоких технологий (ПВТ). Хотя по идее, ПВТ, получив такие льготы, которые он сегодня имеет, мог бы сам обеспечить своих работников арендным жильем. Здесь, кстати до сих пор не понятно, если эти арендные дома строятся за бюджетные деньги, то почему для работников ПВТ. А если за деньги ПВТ, то минские власти можно обвинить в том, что они уклоняются от выполнения указа главы государства об арендном жилье.  

Здесь важно обратить внимание еще на один факт. В Советском Союзе тот, кто не хотел ждать, пока ему дадут бесплатно квартиру, мог построить квартиру за деньги в ЖСК. Причем, оплату квартиры  человек производил проживая в ней в течение 10-20.лет.Фактически он получал квартиру в рассрочку. И это был по сути беспроцентный кредит. Такая форма финансирования существовала для граждан со достатком средним и выше среднего. Какая предоставляется возможность сейчас для граждан, которые не имеют права на льготный кредит? Они могут взять кредит под 30-50% годовых. Но это в теории, потому что на самом деле их заработная плата на столько низкая, что взять кредит на строительство или покупку жилья могут единицы.  

Причем такая возможность предоставляется и гражданам, которые только вчера стали нуждающимися и тем, кто вообще не нуждается в жилье, и тем кто простоял в очереди 20 лет, но в соответствии с новыми правилами, не попал в число льготников.

Так можно ли сравнивать ту государственную поддержку и систему государственной поддержки, которая существовала в Советском Союзе и с государственной поддержкой нынешней?