6 августа в Беларуси ожидается до +35 Доллар установил новый рекорд – 15 565 В Британии арендодатели могут попасть в тюрьму из-за съемщиков-нелегалов Минторг закрыл «Новоселкин» Госстандарт запретил реализацию строительных инструментов из России и Китая Размещение рекламы на сайте hata.by Успеть приватизировать и не прогадать: ответы на главные вопросы приватизации Белорусский отель с французским шиком: в Минске откроют «NOVOTEL MINSK MAYAKOVSKAYA» Как разделить недвижимость в случае развода Власти США выделили $3 млрд в помощь безработным ипотечным должникам

В жилищной политике грядут серьезные перемены

Опубликовано: 20 апреля 2012

Автор: Елизавета Булатецкая

В Беларуси впервые на общественное обсуждение вынесен проект концепции государственной жилищной политики. Новая жилищная политика, рассчитанная на ближайшие 4 года, кардинально отличается от той жилищной политики, которая проводилась в Беларуси в последние 15 лет.

В 2012 – 2015 годах государственная жилищная политика станет адресной, учитывающей реальные финансовые возможности граждан и их предпочтения при выборе жилья.

Она будет реализована по двум основным направлениям. Одно направление – это улучшение жилищных условий граждан без прямой государственной поддержки – путем развития новых финансовых механизмов (ипотека, фонды коллективного инвестирования), а также за счет благоприятных условий для строительства нового жилья на коммерческой основе, вовлечения в арендный оборот уже построенного жилья и повышения его доступности.

Второе направление -- улучшение жилищных условий граждан с государственной поддержкой, которая будет дифференцирована по категориям граждан и предоставляться адресно.

Граждане, которые не будут иметь право на получение господдержки, должны будут решать свои жилищные вопросы самостоятельно.  Задача же государства будет заключаться в том, чтобы предоставить каждому гражданину широкий выбор способов решения жилищного вопроса, включая строительство нового жилья, его приобретение на вторичном рынке, аренду в государственном и частном фондах и другие.

Льготные кредиты 

Льготным категориям граждан по-прежнему будут предоставляться льготные кредиты (под 1-20 процентов годовых на срок от 20 до 40 лет в зависимости от категории льготников), а также субсидии.

Для льготных категорий граждан дополнительно с 2013 года вводится новый механизм улучшения жилищных условий – государственный заказ на строительство жилых домов для льготных категорий граждан, который будет формироваться ежегодно. Цель – полностью освободить гражданина от участия в инвестиционном процессе на этапе строительства путем предоставления ему готового жилья одновременно с кредитными обязательствами.

Для этого государственным заказчикам (как правило, местным исполнительным и распорядительным органам) будут переданы все связанные со строительством финансовые и административные ресурсы, права и ответственность за планирование, координацию действий участников инвестиционного процесса, сроки, качество и контроль стоимости жилья.

Социальное жилье 

Гражданам, нуждающимся в социальной защите, предусматривается предоставление жилых помещений социального пользования. В 2012 – 2015 годах право на получение таких жилых помещений будет сохранено для наиболее социально не защищенных граждан (дети-сироты, инвалиды, ветераны и ряд других).

Фонд социального жилья создают республиканские и местные органы государственного управления, государственные организации за счет бюджетных средств. В него включаются построенные (реконструированные), приобретенные, освободившиеся жилые помещения типовых потребительских качеств государственного жилищного фонда.

При создании фонда жилых помещений социального пользования приоритетом должно стать не строительство, а именно приобретение местными исполнительными и распорядительными органами жилья на вторичном рынке, что позволит сократить сроки обеспечения граждан таким жильем.

Право на господдержку 

Кардинально меняются критерии обеспеченности жильем, которые учитываются при предоставлении государственной поддержки. Раньше учитывалось только то жилье, которое претендент на господдержку и члены его семьи имели в населенном пункте по месту жительства. Впредь будет учитываться все жилье, находящееся в собственности гражданина и членов его семьи на всей территории республики, а также их имущественное положение.

Предполагается, что льготами будут пользоваться граждане, требующие повышенного внимания и поддержки со стороны государства и общества. В их числе -- объективно ограниченные в возможности получения доходов; оказавшиеся в сложном материальном положении не по своей вине; вносящие активный вклад в улучшение демографической ситуации и воспитание подрастающего поколения; несущие повышенную ответственность перед обществом.

Параллельно ставится задача сократить время нахождения граждан на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до разумных сроков. В частности к 2020 году срок нахождения на очереди многодетных семей и наиболее социально не защищенных льготных категорий граждан планируется сократить до 2 лет. Для остальных льготников – до 7 лет.

Фонд арендного жилья    

Одним из приоритетов жилищной политики станет создание и развитие государственного фонда арендного жилья.

Долгосрочная аренда жилья коммерческого использования (арендного жилья) -- это принципиально новый механизм улучшения жилищных условий, который начнет активно применяться с 2012 года. За 2012 – 2015 годы планируется построить не менее 600 тыс. кв. метров арендного жилья, которые образуют государственный фонд жилья коммерческого использования. Арендное жилье из государственного фонда предоставляется всем гражданам, обратившимся за его получением в порядке единой очереди. Преимущественное право заселения получат граждане, не обеспеченные жильем в соответствии с законодательно определенными нормативами.

Арендное жилье будет строиться с широким привлечением внебюджетных ресурсов, включая кредитные ресурсы, средства организаций, инвесторов, в том числе иностранных. Для стимулирования развития данного направления планируется предоставление гражданам, проживающим в арендном жилье, имущественного налогового вычета на часть суммы арендных платежей.

В дальнейшем эту норму предлагается распространить и на граждан, снимающих жилье у частных лиц по договорам найма помещений. До 2015 года в фонд арендного жилья будут переданы все общежития и служебное жилье, находящееся в коммунальной собственности, и тех площадей общежитий других ведомств, которые заселены гражданами, утратившими связь с организациями – владельцами домов, общежитий, с соответствующим изменением арендной платы.

В течение 2012 года будет разработан механизм стимулирования строительства арендного жилья, в том числе на основе развития частно-государственного партнерства, что должно обеспечить в 2013 – 2015 годах интенсивный рост объемов ввода арендного жилья.

В 2012 – 2015 годах предлагается реализовать комплекс мер по повышению прозрачности частного рынка арендного жилья, выводу арендных отношений из ”теневого“ оборота и обеспечению защиты законных интересов граждан (как нанимателей, так и арендодателей).

В рамках этой работы планируются предоставление имущественного налогового вычета гражданам, проживающим в арендном жилье по договорам найма жилых помещений с частными лицами.

Предприятия-наниматели получат налоговые льготы при оплате своим работникам арендной платы за жилье при наличии договоров найма жилых помещений с частными лицами.  Одновременно планируется усилить административную ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность при сдаче частными лицами жилья в аренду без оформления в установленном порядке договора, которую будут нести и арендодатель, и  наниматель. При этом предлагается ввести дифференцированную оплату за обслуживание жилья, находящегося в собственности сверх установленных нормативов и не сдаваемое внаем.

Квартирная очередь сократится 

Разработчики проекта концепции предлагают изменить подход к формированию очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. Впредь   планируется принимать на учет для улучшения жилищных условий только льготные категории граждан – то есть граждане, которые имеют право на господдержку. Правда, эта норма не будет распространяться на граждан, вставших на учет до новой концепции.

К 2014 году для автоматизации такого учета будет создан единый электронный государственный реестр. Учет в нем будет вестись по семьям. Электронная форма единого реестра позволит оперативно вносить изменения, связанные с составом семьи, уровнем доходов, наличием в собственности членов семьи жилых помещений и другими учетными характеристиками. В результате граждане республики смогут отслеживать движение своей очереди в едином реестре в режиме реального времени.

В целях мониторинга рынка жилья, формирования годовых и пятилетних планов развития строительной отрасли облисполкомы и Минский горисполком будут вести списки граждан, не обеспеченных жильем в соответствии с законодательно определенными нормативами, но при этом не относящихся ко льготным категориям.

Финансовые механизмы 

В 2012 году получит развитие ипотечный механизм. В этих целях будет доработан Закон Республики Беларусь от 20 июня 2008 года ”Об ипотеке“ исходя из принципа обеспечения доступности и привлекательности долгосрочных ипотечных кредитов для населения.

В качестве конкретных мер предусматривается: предоставление гражданам-заемщикам налоговых льгот; внедрение прогрессивного механизма обращения закладных; создание Государственного агентства по ипотечному кредитованию для обеспечения функционирования вторичного рынка ипотечных кредитов.

Всем гражданам будет предоставлена возможность целевого накопления средств на жилье. Данный механизм будет работать в два этапа – период накопления гражданином взносов и, после получения жилья, период возврата кредита. Вначале гражданин заключает договор, в котором оговорены общая сумма соглашения (включая сумму взносов вкладчика, проценты по взносам, заемные средства, премия) и срок действия договора (включая срок погашения займа). За счет средств бюджета государство будет выплачивать гражданину премию пропорционально размеру взноса на вкладной счет с обеспечением защиты накапливаемых средств от инфляционных процессов. После накопления 25 – 50 процентов от стоимости строительства гражданину будет выделяться кредит на недостающую сумму под пониженную процентную ставку.

Что касается вторичного рынка, то доступность такого жилья для граждан зависит в первую очередь от уровня цен, который определяется спросом и предложением. Предполагается, что масштабное строительство жилья позволило увеличить объем его предложения, в результате чего в последнее время наблюдается динамика постепенного снижения цен.

По мнению разработчиков концепции, в 2012 – 2015 годах доступность для граждан жилья на вторичном рынке возрастет за счет повышения конкурентных условий кредитования покупки жилья коммерческими банками; предоставления предприятиям налоговых льгот при выдаче своим работникам займов на эти цели; введения в действие механизмов ипотечного кредитования и системы строительных сбережений.

Наряду с перечисленными будут созданы благоприятные экономические условия для создания и развития новых финансовых институтов коллективного инвестирования, таких как инвестиционные фонды, страховые организации, фонды банковского управления.

Планируется создать условия для активного вовлечения в реализацию государственной жилищной политики предприятий-нанимателей и профсоюзных организаций путем включения в ”социальный пакет“ мер прямой поддержки работников, улучшающих жилищные условия.

Предполагается, что гражданам, у которых обеспеченность жильем ниже установленного есть жилье в собственности, получат возможность получить банковский кредит на улучшение жилищных условий по более низким (не менее чем на 2 процента) ставкам по сравнению со ставками коммерческих кредитов. Им же будут предоставляться налоговые льготы, на льготных условиях – земельные участки. Планируется создать стимулы для организаций, оказывающим помощь работникам в улучшении жилищных условий.

Приоритеты в строительстве 

В 2012 году будет разработана детальная классификация вновь возводимого жилья по потребительским качествам, архитектурно-планировочным решениям, эксплуатационным затратам, применяемым строительным материалам и другим характеристикам, определяющим потребительские и эксплуатационные свойства жилья (зданий, помещений). А в следующем году для совершенствования учета и экономически обоснованной оценки состояния и динамики изменения структуры и характеристик жилого фонда планируется создать единую республиканскую электронную систему учета жилого фонда и его состояния на основе объективной оценки потребительских и эксплуатационных качеств жилья.

Строительство (реконструкцию) жилья предполагается осуществлять путем формирования компактных районов, обеспеченных социальной инфраструктурой и оборудованных системами жизнеобеспечения. Вблизи г.Минска и областных центров планируется создание городов-спутников. В городах с численностью менее 100 тыс. жителей создаются жилые кварталы, застроенные преимущественно малоэтажными и среднеэтажными домами.

В целях формирования комфортной жилой среды будут активно внедряться новые формы организации социального и транспортного обслуживания жителей (в частности, дома-комплексы). Планируется повысить долю строительства энергоэффективных зданий в общем объеме вводимого жилья с 12 процентов в 2012 году до 60 процентов в 2015 году, уменьшить материалоемкость зданий на 5 – 7 процентов в зависимости от типов зданий, уменьшить долю импортной составляющей в стоимости 1 кв. метра жилья с 20 – 21 процента до 15 процентов.

Будет реализован комплекс мер по стимулированию застройщиков, осуществляющих строительство жилья с низким потреблением энергии, (включая предоставление налоговых преференций).

Одна из важных задач – достичь равновесия между среднемесячной заработной платой и стоимостью квадратного метра жилья.

В проекте концепции заложена идея развития индивидуального жилищного строительства путем увеличения его доли в общем объеме ввода жилья с сегодняшних 30 процентов до 50 процентов.

В 2012 – 2015 годах планируется ввести в эксплуатацию более 9 млн. кв. метров коммерческого жилья.

Обслуживание жилфонда

Основные задачи жилищно-коммунального хозяйства на 2012 –

2015 годы – снижение затрат на обслуживание жилфонда,  увеличение объемов капремонта и тепловой модернизации жилищного фонда.

Предусматривается передача товариществам собственников капитально отремонтированного и вновь построенного жилья для дальнейшей эксплуатации и обслуживания, обязательное накопление средств на проведение капитального ремонта многоквартирных жилых домов, единый порядок начисления и учета средств по каждому дому (лицевому счету), защита средств от обесценивания путем размещения во вклады (депозиты) в банках, возможность получения кредитов на проведение капитального ремонта на взаимовыгодных условиях.

Для улучшения технического состояния жилых домов объемы капитального ремонта будут увеличены в текущей пятилетке не менее чем в два раза (до 3 млн. кв. метров в 2015 году).

Обязательными условиями улучшения качества технического обслуживания жилищного фонда будут являться демонополизация и формирование конкурентной среды в данной сфере с приоритетным развитием государственно-частного партнерства, а также усиление надзора за эксплуатацией жилищного фонда и качеством оказываемых населению услуг.

В основу тарифной политики в 2012 – 2015 годах положены два ключевых принципа: повышение уровня возмещения населением затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг в увязке с ростом доходов населения; введение дифференцированной оплаты с прогрессивным ростом тарифов при увеличении объема потребления. Бюджетом на 2012 год уровень возмещения населением затрат предусмотрен в размере 35 процентов. В последующие 3 года этот показатель планируется довести до 60 процентов, а по отдельным видам услуг до уровня себестоимости (водоснабжение, вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов, электро- и газоснабжение).

Что на выходе?

Разработчики концепции ожидают, что в результате ее выполнения будут сформированы условия для реализации прав граждан на обеспечение качественным, экологичным и доступным жильем на основе перехода к экономически сбалансированному финансированию жилищного строительства за счет оптимального сочетания государственной поддержки социально не защищенных категорий населения с новыми механизмами финансирования и поддержки жилищного строительства для широких слоев населения.

Реализация настоящей Концепции будет осуществляться в соответствии с разработанными мероприятиями под контролем Совета Министров Республики Беларусь с учетом результатов мониторинга общественного мнения. Общественное осуждение проекта концепции продлится до 15 мая, после чего она будет доработана и принята.

Ознакомиться с полным текстом проектом Концепции и внести свои предложения можно на сайте Совета министров http://government.by/upload/concept_hpolicy_2012.pdf

Предложения по его доработке можно присылать на e-mail: hpolicy@government.by либо на почтовый адрес: 220010, г.Минск, ул.Советская, 11 (Дом правительства).


Оставьте Ваш комментарий





Коментарии к статье (1)

24 May 2012 в 03:38   |   Татьяна

 а что с вопросом о предоставлении жилья взамен снесенного    (полученного в былые времена по ордеру, не приватизированного по причине запрещения в связи с предстоящим сносом под жилищную застройку территории и снесенного таки без предоставления взамен другого, но с оставленнием в паспортах членов семьи записи о прописке в этом доме, за оставление штампов в паспортах- искреннее спасибо, это позволяет еще работать и детям учиться)    какой порядок обеспечения защиты права на жилье государство предоставляет таким гражданам?   Согласно законодательным и нормативным документам должно быть предоставлено на тех же условиях, т.е. из государственного фонда жилья, но с правом приватизации и т.д. Каким образом это будет реализовываться?   Возможно положения Концепции необходимо уточнить и дополнить во избежание появления  при возникновении подобной ситуации новых лиц без определенного места жительства.

[ Ответить на этот комментарий ]

Читайте также:
1.675168