Ребята, расскажите немного о себе. Как вы начали вместе работать? Когда решили организовать студию?
Д.: Все это имеет достаточно глубокие корни. Когда я учился на третьем курсе колледжа искусств, появилась идея создать такое сообщество друзей по интересам, чтобы вместе заниматься творчеством.
Вы вместе учились?
В.: Нет. Мы просто выросли в одном дворе. Учились в одной школе. Дальше наши пути разошлись. Мое образование не связанно с искусством и дизайном. Я закончил БГУ по специальности документоведение, информационное обеспечение управления и понял, что это не смогу этим заниматься. Меня всегда привлекал дизайн.
Треть жизни человека занимает работа и тратить столько времени на то, что тебе не нравится – это не вариант. Поэтому я быстро освоил 3D программы, фотошоп и нашел работу в игровой индустрии. В свободное время я занимаюсь искусством во всех его проявлениях.
А вас только двое?
Д.: Нет. У нас больше людей. Первоначально группа называлась «Арт-пошук». Вова присоединился к нам относительно недавно.
В.: Получается, что постоянной команды нет. Есть группа людей и проект, в котором кто-то участвует, а кто-то, по разным причинам, нет.
Д.: Если собрать всех кто когда-либо был к этому причастен, то наберется человек сорок. Постоянно что-то делает человек пять.
Можно сказать, что вы являетесь ядром группы?
Д.: В какой-то степени – да.
Шаповалов Дмитрий и Сухомлинов Никита. Роспись, акрил
Когда вы начали работать как «Неоновая голова»?
Д.: Года четыре назад. Ни с того, ни с сего мы придумали такое словосочетание.
Шаповалов Дмитрий. Роспись
Шаповалов Дмитрий и Сухомлинов Никита. Роспись, акрил
А почему именно такое?
Д.: Мы сидели. Говорили друг другу какую-то абракадабру. В итоге получилось «Неоновая голова».
В.: Под это название сразу же придумалась идея.
Д.: Это понятие очень глубокое и широкое. Как символ нового сознания. Неоновый газ добывается из воздуха, когда через него пропускается ток – он светится. Этот символ можно перенести на творческую мысль. Когда в голове проскакивает разряд.
В.: Сознание начинает светиться.
Д.: С другой стороны это можно интерпретировать как что-то забытое старое, которое откопали, и оно засветилось по-новому.
Что влияет на ваше творчество? Может какие-либо другие увлечения? Кино? Музыка?
Д.: Вначале «Неоновая голова» было просто словосочетанием. Мы решили сделать выставку, как «Арт-пошук», и назвать ее «Неоновая голова». Она была в Доме кино. Получилось довольно масштабно. Пришло много народа. Все это проходило в контексте электронной музыки.
Еще когда-то я ездил в Польшу. Познакомился с человеком, который записал много электронной музыки, и я увлекся ей.
В.: В любом случае человек открыт под влияние извне. Чем больше он открыт, тем проще с творчеством.
Шаповалов Дмитрий и Орсик Кирилл. Роспись потолка
Много ли у вас было персональных выставок?
Д.: Первая выставка была в кафе «Добрые мысли». Тогда мы были еще «Арт-пошукам». Потом неоднократно в Несвеже, в Мирском замке. Самая интересная выставка была в Доме кино, в галерее tut.by «Неоновая прастора», на открытии Центра современного искусства «Неоновый человек», прошлая и нынешняя неделя дизайна.
Шаповалов Дмитрий и Орсик Кирилл. Роспись потолка
Шаповалов Дмитрий и Орсик Кирилл. Роспись потолка
Шаповалов Дмитрий и Орсик Кирилл. Роспись потолка
А как воспринимают люди ваши работы? Вот, например, показывая вашу инсталляцию с недели дизайна друзьям и знакомым, я сталкивался с радикальной реакцией: либо жутко нравится, либо нет.
В.: Так это самое важное. Как говорил Высоцкий, главное, чтобы на концерте не было равнодушных.
На выставке было видно, что людям старшего поколения, более консервативного, не нравится. У молодых людей более гибкое мышление.
Д.: Я сидел на выставке все четыре дня с утра до вечера. Естественно, что я не мог не обращать внимание на реакцию людей. Могу сказать следующее: от возраста восприятие абсолютно не зависит. В основном процентам 70-80 нравилось.
В.: Подошел мужчина в возрасте, и сказал, что такую стену стоило бы сделать в каком-нибудь парижском кафе, и сидеть в интимной обстановке. Это было бы классно.
А вообще, все зависит от мировоззрения и внутренней свободы. Главное, что не было равнодушных. Одной из целей этой инсталляции было узнать реакцию людей. Насколько они готовы к такому проявлению искусства.
Д.: Еще в колледже нас учили, что запоминаются либо хорошие работы, либо плохие. Средние забываются.
Шаповалов Дмитрий и Орсик Кирилл. Роспись потолка
Шаповалов Дмитрий и Орсик Кирилл. Роспись потолка
Шаповалов Дмитрий и Орсик Кирилл. Роспись потолка
Скажите, а чем планируете заниматься в будущем? Какой вы видите «Неоновую голову» в ближайшей перспективе?
Главная цель - это, конечно же, повышение профессиональных навыков участников нашего творческого сообщества, поиск новых форм и содержания, новых возможностей самореализации. В ближайших планах создать несколько новых арт-обьектов и показать их за пределами Беларуси - в Киеве, Варшаве, Вильнюсе, Москве. Может и дальше, если получится.