В доме 25а по улице Волгоградской едва ли достроен первый этаж, а люди продолжают брать кредиты в банке и влезать в дополнительные долги. Правомерно ли повышают цены на жильё и как быть семьям, ввязавшимся в долевое строительство?

Начальник отдела оценки имущества Любовь Никитина утверждает, что в связи с кризисом переносить сроки строительства и индексировать его цену – обычное дело, и существуют законные основания, по которым подрядчик на это идет.

Недопонимание между дольщиками и подрядчиками возникает из-за незнания юридической терминологии. Так, «фиксированная цена» – это цена, которая не может измениться в течение всего лишь одного месяца. Словосочетание «неизменная цена» тоже не спасет вас от дополнительных доплат. Если расходы подрядчика увеличились хотя бы на 2%, законодательство позволяет ему сделать перерасчет.

Как сообщает интерфакс, председатель Комитета строительства и инвестиций Мингорисполкома Александр Доменикан на круглом столе по вопросам долевого строительства поспешил успокоить застройщиков: «Люди, точно так же, как и подрядчики, могут выйти из ЖСПК». Цены, мол, индексируются и деньги возвращаются с учетом инфляции. А если обратиться в суд, можно еще и компенсацию получить за проценты по кредитам, которые несостоявшиеся жильцы выплачивают уже два года.

Но как быть семьям, которые не могут себе позволить отказаться от жилплощади, потому что второй раз льготный кредит им никто не даст? Эти люди платят подрядчикам живые деньги, которые из-за промедления со стройкой обесцениваются, членам ЖСПК приходится вновь доплачивать, подрядчики снова медлят, цены растут, и так происходит снова и снова. Вступая в ЖСПК, дольщики рассчитывают на ту стоимость жилья, которая прописана в документах, но на выходе сталкиваются с цифрами совершенно другого порядка. И в лучшем случае вступают в такие долговые обязательства перед банком, на которые просто не рассчитан бюджет, к слову сказать, нуждающейся семьи.

Василий Устинчик, представитель Ассоциации застройщиков жилищного строительства считает, что причина такой ситуации в отмене лицензирования генподрядных организаций. Три года назад подрядчиком могла стать лишь организация с оборотными средствами или подтвержденными кредитами, составляющими не меньше миллиона долларов. Теперь лицензирование отменено и подрядчиком может стать кто угодно.

Отсюда бесконечная возня со сменой подрядчиков, которые начинают строить без копейки в кармане и, ничего не построив за неимением средств, спешат отказаться от заказа. По сообщению Интерфакс, сегодня в Минске больше 20 долгостроев, подрядчики не торопятся возводить жилые дома, вложенные деньги всё обесцениваются, а проценты по кредиту капают.

Уважаемые члены ЖСПК. Если вы столкнулись с подобной ситуацией и хотите вызвать общественный резонанс, отпишитесь, пожалуйста, в комментариях. Корреспондент hata.by свяжется с вами для написания статьи по вашей проблеме.