Автором первого проекта Площади Победы был Столлер. Однако он реализовался наполовину, послевоенный триумфаторский пафос  требовал больших масштабов. Два полукруглых дома были закончены в 1947 году (моста еще не было!), и с того времени по сегодняшний день площадь называется в народе Круглой. Но здесь и был заложен градостроительный недочет. В 30-е годы за этой площадью тянулись деревянные домики, кладбище, а дальше - Комаровское болото. Поэтому грандиозный плац подтянули ближе к центру, в результате чего он оказался в низине. Получается, у полета фантазии утопистов 30-х все же были свои пределы. Если бы площадь была разбита на каких-нибудь  500 метров дальше вверх, то сегодняшний монумент Победы мы бы видели из любой точки Минска.

После 1947 года началось строительство нового ансамбля. Согласно проекту Аранаускаса и Барща вокруг площади были возведены симметричные группы по три дома в каждой. От проспекта их отделяли зеленые полосы, которые переходят в зелень минских набережных парков. Весь этот комплекс стал чуть ли не самым гуманистическим ансамблем Минска. В этом осталась какая-то тайна.

Некогда генеральный консул тогдашней ГДР в Минске иногда рассказывал, что он не любит бывать на этой площади, хотя она совсем близко от консульства. "Я работал на нее стройке, и для меня это не лучшее воспоминание", - говорил он. Действительно, площадь Победы (или Круглую) сначала строили пленные немцы под дулами советских автоматов. Советскому режиму послевоенный триумф способствовал укреплению собственной мифологии. Уже мало кто сегодня вспоминает, что в стены зданий на площади были вмурованы куски щебня из городов-героев СССР. Хотя каких-нибудь лет двадцать назад любой подросток мог показать "дом героя Советского Союза Павлова", в котором замурован кирпич из Сталинграда. Кто такой Павлов? Где тот Сталинградом? Стоят попросту импозантные домики с башенками-бельведерчиками, балясинками, шикарными портиками, изразцовыми окошечками, маскарончиками. Человечная, понятная архитектура.

Монумент Победы

Последней точкой в ​​сформированном ансамбле стал Монумент Победы. В декабре 1950 года из 71 (!) предложенного варианта выбрали работу архитектора Георгия Владимировича Заборского и Владимира Адамовича Короля. У них, стоит отметить, были достойны соперники: знаменитый ленинградский зодчий М. Бенуа, целый творческий коллектив из Москвы в составе Г. Константиновского, В. Свирского, М. Бубнова вместе со скульпторами В. Беленковым и Ю. Поммером, а также мастера и творцы из Латвии, России, Украины.

Георгий Заборский, кстати, грезил этим памятником Победы еще в 1942 году, в госпитале, на Урале, делая наброски даже на бинтах.

Его строительство длилось с 1954 по 1955 год. Рекордные даже по тем временам сроки! Опять же по тем временам интересное обстоятельство: оба архитектора, Георгий Заборский и Владимир Король - белорусы, Заборский родом из Минска, а Король – из Червеня.

Сам монумент - классический граненый обелиск из серого гранита на большом ступенчатом стилобате. Обелиск увенчало громоздкое изображение советского ордена Победы. В то же время не забыли и о национальном колорите (кстати, в соответствии с  традицией всей той эпохи) - по стеле расположены рельефные полоски с белорусским орнаментом. Стела стала главной доминантой не только площади Победы, но и связала композиционно весь тогда еще проспект Сталина.

Над художественной пластикой Монумента работали все крупнейшие скульпторы Беларуси. Вопреки представлениям, горельефы получились разными, поскольку разным был талант этих творцов, разный темперамент и разные школы. Центральную композицию "9 мая 1945 года" выполнил Бембель. Она представляет собой аллегорию триумфа победы советских войск и белорусских советских партизан. Впрочем, привлеченные Заборским и Королем в соавторы минские скульпторы Бембель, Селиханов, Азгур и Глебов тоже не устояли перед соблазном сохранить в горельефах профиль Сталина, который был позже убран, местами, с памятника: из бронзового флага, который развевается над людьми-героями, исчез со временем профиль Сталина, а Ленин получил ухо. По странному стечению обстоятельств в 5 томе "Истории белорусского искусства" за 1992 год помещен снимок этого горельефа все с тем же Сталиным, которого нет в реальности уже три десятка лет. Несмотря на самое почетное место и простую, в сравнении с другими скульптурами, задачу, этот горельеф - самый несимпатичный из всех. Композиция стала растрепанной. Искусственный пафос фигур на втором плане нелепо контрастирует со статичными фигурами на первом.

Композиция Селиханова "Советская Армия в годы Великой Отечественной войны", слепленная темпераментно, сочно, почти импрессионистично, нисходя от аллегории к реализму, представляет мотив боя. Этот горельеф, как и параллельный ему горельеф "Партизаны" Глебова, отражающий эпизод рельсовой войны, направлен в сторону главного рельефа. Азгур выполнил тыльную композицию, едва ли не наиболее соответствующую назначению Монумента  - "Слава павшим героям". При абсолютной лапидарности и статичности этот горельеф оказался самым целостным по композиции и внутреннему эмоциональному построению.

Сложные и многослойные рельефы были отделаны декоративными элементами. По гранитным  тумбам с четырех углов расположены бронзовые венки из пальмовых ветвей и цветов, у подножия стелы возложен меч, обвитый ветвью лавра. Это убранство было явно излишнее.

Ничего более мощного в "военной" теме не было создано. В том числе и теми скульпторами, которые приняли участие в создании монумента. За исключением разве Селиханова, чье лучшее произведение все же - "Хатынь", созданное в 1969 году. Она в одночасье стала всемирно известной частью советской классики. Однако этот комплекс все же стоит в ряду подобных мемориалов в Пирчуписе, Саласпилсе, Бухенвальде, Освенциме и других. А вот совместный проект на минской площади Победы трудно сравнить с чем-нибудь  другим в нашем веке.

Этот монумент послужил и темой, и объектом сотням произведений искусства - в живописи, графике, росписи. В 1961 году под стелой зажгли "вечный" огонь, который горит с попеременным успехом и до сегодняшнего дня. Но под монументом уже нет земли. В 1984 году, при строительстве метрополитена здесь прошла трасса метро, ​​а вокруг самой стелы создана подземная галерея. Вопреки ожиданиям, людей перед этой реликвий стало меньше. Галерея стала обычным переходом с магазинами, где на выходах бабки торгуют семечками и поют студенты.

У нас на сайте есть раздел по продаже квартир возле Площади Победы, где Вы можете подыскать себе подходящие варианты для покупки