Торговые центры в МинскеВыход на рынок десяти торговых и одного торгово-развлекательного центра общей площадью 78 тыс.кв.метров ожидается в 2011 году. Об этом сообщил управляющий партнер компании Colliers International в странах Балтии и Беларуси Михаил Морозов на презентации годового обзора минского рынка коммерческой недвижимости.

Среди заявленных объектов наиболее крупным является торгово-развлекательный центр, входящий в состав многофункционального комплекса «Автовокзал «Центральный». Его площадь составит 19,5 тыс.кв.метров. На втором месте – торговый центр «Гиппо», расположенный в районе улиц Алибегова и Рафиева, с площадью 14 тыс.кв.метров. Третьим по счету идет торговый центр, расположенный на ул.Немига. Его площадь составит 9,9 тыс.кв.метров. По словам М. Морозова, минский рынок торговой недвижимости привлекает большое внимание как со стороны уже существующих, так и новых сетевых операторов.

«В этом году ожидается приход на рынок новых марок, новых операторов продовольственных сетей, которые не были уверены в том, что хотят работать в Беларуси. Однако, увидев положительную динамику развития рынка, приняли позитивное решение и уже активно заключают договоры по аренде либо по строительству собственных гипермаркетов», – рассказал специалист.

К большому сожалению, если говорить о качественных торговых центрах, то предложение здесь весьма ограниченно. Возможности развития международных операторов на белорусском рынке ограничены малым количеством современных торговых объектов. Вместе с тем, на сегодняшний день таких операторов, которые готовы начать активно развиваться на рынке и открывать новые форматы, достаточно много, что позволило бы сделать рынок как Минска, так и Беларуси в целом гораздо более привлекательным и конкурентоспособным. «Сегодня мы видим, что спрос есть именно на торгово-развлекательные центры с отдельными галереями и операторами. Один из немногих торговых центров, который будет введен в этом году это «Автовокзал «Центральный», который непосредственно прилегает к железнодорожному вокзалу. И он будет включать в себя так называемые структурные решения», – рассказал М. Морозов.

Однако строительство одного этого объекта не решит того ажиотажного спроса, который появляется со стороны новых торговых операторов уровня группы Inditex, в которую входят такие торговые марки, как Zara, Bershka, Pull and Bear и др. Известно, что такие операторы сразу планируют программу по развитию на 3 года вперед и им уже сейчас необходимо обеспечить торговые площади в несколько тысяч квадратных метров.

А пока большая часть минских торговых центров ориентирована на индивидуальных предпринимателей. Как правило, такие торговые объекты не имеют якорного арендатора, а площадь торговых павильонов составляет 10-20 кв.метров. По мнению специалиста, такие торговые центры будут вынуждены изменять формат и проходить полную реконструкцию для того, чтобы оставаться конкурентоспособными и востребованными в дальнейшем. Уже сегодня основной спрос (74%) в современных торговых центрах формируется на помещения от 100 до 500 кв.метров.

По словам М. Морозова, в ближайшее время в Минске ожидается реализация крупных торговых центров площадью от 50 до 100 тыс.кв.метров. Это, по мнению эксперта, даст очень хорошие основания для привлечения новых торговых операторов и позволит «удовлетворить внутренний спрос со стороны покупателей на новые современные форматы торговых центров, подобные тем, что уже работают в Европе и Москве».