Проекты ныне строящихся станций метро юго-западного направления архитекторы и художники разрабатывали еще 12 лет назад. Какими увидят их минчане и гости столицы?

 

Специалисты говорят, что обычная станция метро может прослужить почти 200 лет. При бережном обращении такой срок выдержат не только основные конструкции, но и внутренняя отделка. Долговечность интерьеру, как правило, гарантируют природные материалы мрамор и гранит, традиционно использующиеся при отделке отечественных станций метрополитена. Заглянуть на несколько лет вперед и узнать, какие образы воплотят станции юго-западного направления, мы смогли при помощи главного архитектора “Минскметропроекта” Владимира Телепнева.

Позднее лето

Те, кто довольно часто пользуется услугами столичной подземки, очевидно, заметили, что одинаковых станций как на первой, так и на второй линиях минского метрополитена встретить нельзя. Каждая индивидуальна, имеет свой образ и стиль. Следуя этой традиции, для станций “Грушевка”, “Михалово” и “Петровщина” архитекторы разработали разные проекты. Однако роднить их будет не только ближайшее соседство, но и природная архитектурная тема.

 

В архитектуре станции “Грушевка” застынет “позднее лето”. Такого эффекта художники попытались достичь, используя желто-зеленую цветовую гамму. На двухпролетной станции с одним рядом колонн-деревьев по центру платформы разместятся аккуратные скамейки. Венчать стволы деревьев будут желтые круги-кроны, органично сочетающиеся с зеленым потолком. Опавшую листву изобразят красные треугольники на светлом полу платформы. Путевые стены, вдоль которых проходят поезда, окрасят в нейтральный бежевый цвет. Станция будет оборудована лифтами и наклонными площадками, четырьмя лестничными спусками.

Зимний закат

— На станции “Михалово” мы хотим применить теплую охристую гамму цветов с имитацией дерева на некоторых элементах плоскости, — говорит Владимир Телепнев. — Архитектурной темой станции станет “зимний закат”.

На платформе разместятся два ряда светлых серебристых колонн. Верхнюю плоскость станции украсит фигурный подвесной потолок. Именно эта станция воплотит совершенно новую архитектурную мысль. Впервые в столичной подземке появится двухъярусная станция. Зайдя сюда, пассажиры окажутся на верхнем ярусе. По двум боковым лестницам или пользуясь лифтом, расположенным по центру, можно будет спуститься на нижнюю посадочную платформу. Несмотря на такое нестандартное решение, станция не опустится ниже уровня земли больше обычного. Как правило, эта глубина колеблется в пределах 8—10 метров. К слову, самая глубокая станция — “Октябрьская”, она опустилась ниже уровня поверхности земли более чем на 14 метров.

— Двухъярусная станция удобна для размещения в городе тем, что она компактна, — поясняет мой собеседник. — Появляется возможность обойти сложные участки с инженерными сетями и разместить на станции большее количество служебных помещений. Не исключено, что подобные двухъярусные станции появятся на третьей линии метрополитена.

Кстати, по первоначальному проекту длина станции должна была достигать 300 метров. На практике выполнить это не удастся, поскольку в районе перекрестка проспекта Дзержинского и улицы Голубева находится огромное количество инженерных сетей, перенести которые невозможно. Именно поэтому длина станции сократилась до 130 метров, а ширина выросла до 23 метров.

Космическая бесконечность

Эффект “космической бесконечности” на сводчатой станции “Петровщина” будет достигнут за счет темного потолка и большого количества светильников. Основная их часть расположится на краях платформы. При этом центральная ее часть не будет затемнена.

Материалы, из которых будет выполнен дизайн станций, по-прежнему останутся натуральными. И дело не только во внешней привлекательности природных камней. Того требует техника безопасности. Например, гранитный пол не скользкий и очень долго не стирается. А вот стены и колонны на этот раз будут облицованы искусственными, но так же долговечными материалами, такими как керамогранит и металлокерамика. Впрочем, традиционный мрамор также украсит архитектуру новых станций. Подвесные потолки будут изготовлены из негорючих алюминиевых панелей.

Дворцовая архитектура

— Проектируя современные станции, мы с осторожностью стали подходить к отражению их названий в архитектуре, — замечает архитектор. — Время показало, что это не всегда оправдано. Например, площади Ленина уже не существует, а станция с одноименным названием есть. Также со временем может измениться и наземная архитектура города в районе той или иной станции, поэтому созвучный дизайн самой станции потеряет актуальность. Именно поэтому облик будущей станции лучше готовить более нейтральным, не привязывать его конкретно к чему-то. Мировой опыт метростроительства использует достаточно лаконичную чисто транспортную архитектуру, насыщенную информационным дизайном. Думаю, мы тоже со временем придем к этому. А пока наши станции метро отличаются так называемой дворцовой архитектурой.

 

Любопытно, что своего материального воплощения проекты станций юго-западного направления дожидались 12 лет. Ведь по проекту станции “Грушевка”, “Михалово” и “Петровщина” должны были появиться на карте города раньше станций северо-западного направления и станций “Борисовский тракт” и “Уручье”. Здесь в планы метростроителей вмешался своеобразный рост города, указав новое направление проходки метро. В течение этого времени в облик платформ и вестибюлей вносились некоторые изменения и корректировки.

В этом году архитекторы “Минскметростроя” начнут разработку дизайна станции “Малиновка”, приступить к строительству которой намечено в 2009 году. Окончательный образ этой станции художники и архитекторы пока не раскрывают. Но уже сейчас известно, что в проекте будет активно применяться цвет и свет.