картинка болонский процессВопрос об академических свободах очень неохотно решается на государственном уровне в Беларуси. Наше правительство считает, что данная тема имеет политический подтекст и для вхождения в Болонский процесс достаточно всего поменять на общеевропейскую национальную систему высшего образования.

Эксперт в сфере образования, член Общественного Болонского комитета Владимир Дунаев напомнил, что главным аргументом против включения Беларуси в Болонский процесс является отсутствие обязательных академических свобод, университетской автономии и студенческого участия в управлении, самоуправления высшей школы в целом.

Поэтому, для того, чтобы белорусскому государству в очередной раз не отказали, нам необходимо предпринять важные шаги, которых, кстати сказать, по свидетельству мониторинга академической свободы, до сих пор так и не заметно. Нарушения носят массовый характер и происходят системно – таким образом, прогресса не наблюдается, наоборот, есть свидетельства обратного.

Министр образования Беларуси Сергей Маскевич отметил, что в соответствии с предъявленными требованиями студенты через органы самоуправления смогут очень серьезно влиять на политику вузов, если они захотят – смогут снять ректора за день. Практика показывает, что скорость в решении подобных вопросов во власти государства.

Беларусь на сегодняшний день находится в сфере особого внимания после первой провальной попытки вступить в Болонский процесс. Поэтому первый правильный шаг, который сможет сделать наша страна, это признание имеющегося глубокого конфликта академических ценностей. Для воплощения данной цели можно также привлечь специалистов из-за рубежа, которые поделятся техникой создания и управления автономных образовательных учреждений.

К примеру, юридическая автономия эстонских университетов может сравниться разве что только с независимостью Национального банка и оговаривается законодательно. Ректор выбирается советом вуза и может быть смещен, если не справляется с работой. В совет вуза помимо академиков на выборной основе входят  студенты. Совет и ректор принимают документы, определяющие стратегию развития вуза. Проректоров, то есть своих заместителей, ректор вуза назначает самостоятельно. Министерство образования в кадровую политику не вмешивается, хотя и осуществляет финансирование вузов.

В результате присоединения к Болонской модели сотрудничество вузов Эстонии и европейских университетов стало реальностью.

Профессор эстонского университета  Пеэтер Тульвисте рассказал, на сколько теперь открыта страна миру со вступлением в Болонский процесс. Эстонские студенты  путешествуют и учатся за рубежом. Университет устанавливает связи с европейскими, индийскими, китайскими высшими учебными заведениями.