Православные
Жилище человека считалось священным пространством уже у древних людей. Поэтому его старались обустроить как некое подобие Космоса. Это делалось посредством ориентации жилища по сторонам света или через построение палатки, символизирующей небосвод с «осью мира» в центре, - рассказал руководитель отдела образования минской епархии протоиерей Александр Шимбалев. - У христиан жилище является священным, поскольку в нем живет семья – «малая Церковь». Так как цель христианской жизни в постоянном совершенствовании и стремлении к богоподобию, то и дом должен быть, соответственно чистым и красивым. Его не нужно захламлять лишними вещами, обвешивать непристойными изображениями или заставлять идолами и амулетами. Нужно помнить, что внешнее часто переходит во внутреннее.
Обряд освящения жилища существует с давних пор и состоит из псалмов, молитв и чтения Евангелия. Суть его заключается в том, что священник просит Божьего благословения на мирное и благополучное проживание жильцов этого дома. Поэтому всякий дом принято освящать.
Дом подготавливается к освящению. По четырем сторонам света рисуются кресты, возле которых расставляются зажженные свечи. Сперва, после начальных молитв, читается 90-й псалом, во время которого совершается каждение дома. После этого, священник молится с просьбой, чтобы Господь сохранил живущих в доме людей от всякого зла, чтобы благословил их и жилище, посылая им духовные и земные блага на общую пользу. После молитв священник обходит весь дом и кропит его святой водой, изгоняя всякую нечистую силу, могущую в нем присутствовать. Затем священник обводит каждый из заранее приготовленных крестов освященным маслом, повторяя слова: «Благословляется дом сей помазанием святого елея сего во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь!» Далее, читается отрывок из Евангелия от Луки, в котором вспоминается, как Господь Иисус Христос посетил дом сборщика налогов Закхея, благословив его и направив на добрые дела. После этого священник читает молитвенное прошение о том, чтобы Господь послал Свое благословение на этот дом и людей, живущих в нем.
Жилище освящается один раз. Повторно можно освящать дом после ремонта. Однако в православной традиции есть обычай каждый год приглашать священника для благословения дома святой водой после праздника Крещения Господня.
Католики
- Молитвы на освящение жилища являются одним из видом молитв-благословлений. Таким образом человек отдает Богу то почитание, которое должно Ему принадлежать за уже предоставленные или ожидаемые дары, - рассказал диакон курии Минско-Могилевской Архиепархии Кирилл Бардонов. - Господь в ответ благословляет людей, предметы и места. Такие обряды подчеркивают тот факт, что верующие, используя тот или иной предмет, во всем видят Бога, который все создал.
Обряд освящения становится семейным торжеством, в момент которого просится благословение для всех тех, кто будет находится в этом помещении, уберегая их тем самым от любых опасностей.
Освящение начинается с крестного знамения и вводного слова священника. Для различных помещений, в зависимости от цели использования, произносятся различные тексты благословления. Затем зачитываются определенные отрывки из Библии, которые комментирует священнослужитель. Присутствовать при этом должна вся семья, которая заранее подготовилась, посетив богослужение и приняв причастие.
В белорусской и не только традиции есть помимо того праздник трех королей. В этот день освящается мел, которым на дверях дома пишут буквы «КМБ». Между ними ставят «+», а затем дописывают номер текущего года (К+М+Б+2012). По народным верованиям, это первые буквы имен трех мудрецов, которые пришли к Иисусу. По теологической версии – сокращенный вариант предложения в переводе с лат. «Христос благословляет жилище».
В Беларуси есть еще один обычай: священник после Рождества наносит пастырский визит своим прихожанам. В этот день жилище освящается еще раз, помогая католикам начинать новый год с чистого листа.
Евангельские христиане-баптисты
- Освящение дома, конечно же, есть. Но никакого сакрального значения помещению не надается. Освящает жилье семья, которая переезжает на новое место, - рассказал Епископ евангельских христиан баптистов в Республике Беларусь Виктор Никодимович. - Само слово «освящение» означает отделение от греха, чтобы люди в этом доме служили Богу и все, что в доме, должно служить Богу.
Молитвы должны идти от сердца каждого человека, а Божье Слово читается в качестве наставления. Оно обращено не к стенам и предметам, а к людям. Квартиру освящает в первую очередь Бог и благочестивая жизнь живущих в ней людей, чтобы в освященной квартире жили освященные люди.
Но помимо этого надо учитывать, что в доме не должно быть никаких вещей, провоцирующих беды и несчастья: гороскопы, различные «волшебные» книги, атрибуты восточных религий (пособия по йоге, например, или амулеты), вещи знахарей или экстрасенсов.
Для верующих освящение – не обряд, а неотъемлемый атрибут жизни во Христе. Люди просят о защите своего дома от всех напастей. Кроме того, во время освящения совершаются молитвы и о соседях, чтобы Бог их благословил, и о предыдущих жильцах, если вдруг в этом помещении случались какие-то несчастья, или стало известно, что в этом доме люди имели связи с оккультными силами.
Евреи
У нас нет канонического обряда освящения жилища, - рассказал раввин Игаэл Йегуди. - Однако у евреев есть понятие новоселья, или Ханукас Габаис. Это означает освящение нового жилища, придание ему великолепия в глазах Творца. Словосочетание «Ханукас Габаис» (освящение , обновление Храма), взято из 30 псалма, который принято читать на новоселье.
У славянских народов новоселье всегда означало вселение в свой новый дом. Поэтому с моментом запуска нового дома и его освящением связан твёрдый ритуал. Евреи Палестины и Вавилонской диаспоры в древние времена тоже строили свои дома, но с рассеянием по свету чаще вселялись в уже построенный другими дом. У восточных евреев, где чаще строились самостоятельно, всё же есть на этот случай определенный порядок молитв, которые читают при входе; его окончательно отредактировал раввин ХИДО, живший 250 лет назад.
Кроме того, устраивается торжественная трапеза. Есть разные мнения, является ли эта трапеза заповедной (Сеудас Мицве). Поэтому принято на этой трапезе читать и говорить слова Торы, что и превращает её в сеудас-мицве. Читают определенный лист Талмуда об имущественных отношениях, где говорится, как покупают дом или поле. И, вдобавок, зачитывают отрывки из Рамбама о том, что человек должен получить специальность, построить дом и жениться; и о построении обители для Всевышнего (которой был Иерусалимский Храм).
Центральный момент новоселья - установление Мезузы.
Для всех евреев обязательным является установление Мезузы на косяк входной двери (и остальных дверных проёмов жилища). Это часть пергамента, на котором написаны слова Торы из Пятикнижия Моисея. И любой входящий в дом должен будет прикоснуться к мезузе, тем самым благословляя хозяев квартиры. Где бы ни ночевал еврей, куда бы ни поехал – на косяк двери, пусть даже и скотчем, должна быть приклеена Мезуза.
Творец евреям дал множество законов. И освящение дома, где живет еврей, зависит только от его благочестивой жизни. Евреи, следующие Торе, стараются покупать жилье (если оно не новое) у таких же, либо у иноверцев; избегая покупать у евреев, не соблюдающих законы Торы - ибо такое жилище впитало духовное осквернение. Тем более если учесть, что православные, католики и мусульмане считаются поклоняющимися одному Творцу.
Мусульмане
- Специального обряда освящения не существует. Его могут совершить по просьбе, - рассказала исследовать истории культуры белорусских татар Зорина Канапацкая. - Мусульмане не разделяют духовное и светское. Религия переплетена с повседневной жизнью, поэтому не существует каких-то особых традиций и ритуалов. Все совершается согласно Корану.
Каких-либо сакральных символов в мусульманском доме нет. На стенах могут висеть мугиры (араб. – изображение) – красиво написанные и оправленные в рамки выдержки из Корана, 99 имен Аллаха, «басмала», «шахада» («Нет Бога кроме Аллаха, Мухаммед – пророк Его»), т.д. Также в углу (как правило, сторона-направление Мекки – обращение во время молитвы) могли лежать Коран, Сунна и др. священные книги. Но это не обязательно.
Мусульманам достаточно произнести «басмалу» - специальную формулу перед началом любого дела («Бисмилляги рахмани рахым» - «Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного»). Это может касаться как заселения в новый дом, квартиру, так и банального приема пищи.
Однако если случаются какие-либо несчастья в доме, то по просьбе его хозяина, жилище могут освятить, - продолжила Зорина Канапацкая. - При этом обряде должно присутствовать духовное лицо – мулла, хозяин, его семья, соседи и т.д. Женщины, как правило, не молятся. Молитвы совершают мужчины. Чем больше читающих (поющих) Коран, тем лучше. Могли приглашать специальных чтецов (но, это, уже скорее, для более «серьезных» обрядов, например, погребения). Им за это платили деньги, которые заворачивали в холщевые платки (татарская традиция).
Могут просто читать Коран, любые суры (главы). В основном 36 суру «Я-син». Она также читается за души умерших. Могут читать 2 суру «Бакара» («Корова» - самая длинная сура Корана), а точнее самый длинный ее аят об изгнании злого духа. У аят тот же смысл, что и у православной молитвы «Да воскреснет Бог и расточатся враги Его..» (избавление от нечистой силы).
Могли вешать обереги в углах комнаты (только в трех, четвертый предназначался для выхода бесов). Обереги – в основном молитвы на листах, крученных или сложенных и завернутых в куски ткани.