26 июля подписан указ № 332 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Он вносит ряд изменений и дополнений в Указ от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

Как комментирует пресс-служба Президента РБ, водится новая форма контроля (надзора) – мониторинг. То есть контролеры будут наблюдать, оценивать условия деятельности субъектов в целях выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений. В случае выявления в ходе мониторинга нарушений субъекту будут вручаться рекомендации по их устранению. В случае добровольного устранения нарушений субъекту не грозит внеплановая проверка и применяться меры ответственности к нему и его должностным лицам не будут.

Но если выявленное нарушение создает «угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде», то «контролирующий (надзорный) орган сможет в регламентированном порядке вынести требование (предписание) о приостановлении (запрете) деятельности субъекта», комментирует документ пресс-служба Президента.

Кроме того, из сферы контрольной (надзорной) деятельности выводятся мероприятия технического (технологического, поверочного) характера, осуществляемые органами в отношении субъектов, но не связанные с проверками их деятельности. Перечень этих мероприятий будет определен Совмином по согласованию с Президентом. При этом Указ запрещает проведение плановых и внеплановых проверок по этим мероприятиям.

Изменяется периодичность назначения плановых проверок. При отсутствии нарушений законодательства плановые проверки будут проводиться не чаще одного раза в пять лет независимо от того, к какой группе риска относится субъект.

С вступление в силу комментируемого указа контролирующие (надзорные) органы обязаны будут «вносить в базу данных интегрированной автоматизированной системы контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь сведения не только о назначении проверок, но и об их результатах.»

В перечень контролирующих (надзорных) органов, которые осуществляют внеплановые тематические оперативные проверки по вопросу соблюдения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, включены Министерство здравоохранения, органы и учреждениями государственного  санитарного надзора.

Уточнены установленные критерии риска в целях обоснованного отнесения проверяемых субъектов к соответствующим группам риска для назначения плановых проверок.

Особое внимание в указе уделяется борьбе с лжепредпринимательской деятельностью. В частности закрепляется дополнительное основание для проведения проверок в период установленного двухлетнего моратория на их проведение. Таким основанием может служить наличие информации о совершении сделок с лицами, в деятельности которых установлены признаки лжепредпринимательства.