Свято место пусто не бывает

Ежемесячно среднестатистический житель автономии приобретает товаров примерно на 860 грн., причем треть этой суммы тратит на рынках, где не так комфортно делать покупки, как в супермаркетах или бутиках, зато дешевле. Эти предпочтения крымчан не прошли бесследно для магазинной торговли, часть которой ушла в небытие, иная перепрофилировалась. В первую очередь кризис коснулся торговых точек, специализирующихся на продаже дорогостоящих товаров длительного пользования, например, бытовой техники или автомобилей, хотя заметно уменьшилось и количество салонов мобильной связи. Освобожденные ими площади долго не пустовали, и на месте, где вчера торговали мобилками, теперь продают востребованные в любые времена детские товары, пользующийся стабильным спросом second hand и всегда выгодные для вложения драгоценные изделия. Помог делу передела торговых площадей и запрет игорных заведений, чьи места теперь с удовольствием обживают продуктовые магазины. «Продуктовые сетевые магазины и в Севастополе, и в Симферополе в очереди стоят, ожидая, пока появится подходящий вариант под магазин, — рассказывает генеральный директор риэлтерской компании НТН Дмитрий Майоров. — Причем готовы вносить арендную плату в среднем на 20% выше, потому что сегодня только этот бизнес самый выгодный». Неслучайно из крупных розничных торговых сетей, поселившихся на полуострове в докризисные времена, покинула его только «Большая ложка», остальные хоть и сократили объемы продаж, но стойко переживают трудные дни.
Нестрашен оказался кризис и собственникам торговых центров. В Симферополе, например, как и до кризиса, работают все 9 крупных: «Центрум», «Таир», «Фокстрот Маркет», «Берг», ЦУМ, «Палас», «Крым», «Пассаж», «СІТІ». И площади в них почти не пустуют, потому что спрос на торговую недвижимость в крымской столице, как уверяют риэлтеры, сейчас значительно превышает предложение, например, помещений под магазин площадью 30 — 50 кв. м одно на 30 заказов, говорит Дмитрий Майоров. По этой причине ни одна из бойких торговых точек долго не пустует, даже несмотря на то, что покупателей нынче в магазины заманить непросто.
Директор фирмы «Город» Валерий Шевердак говорит, что, как и в докризисные времена, особой популярностью у потенциальных арендаторов и покупателей торговых площадей пользуется центр Симферополя: пр. Кирова, ул. Севастопольская, пл. Советская, р-н Центрального рынка. «Бизнес и торговля всегда стремятся туда, где наблюдается скопление народа. Этим и обусловлен высокий спрос и арендные ставки в этой части города», — объясняет он.
Причем не только крымские торговые фирмы стремятся, что называется, забить место в лучших местах столицы, но и гости из других регионов страны. «Есть спрос на большие торговые площади в Симферополе у фирм из других регионов страны, — говорит специалист по недвижимости компании НТН Ираида Мамедова. — Но таких площадей в центре города просто нет. Оживился интерес к помещениям, где можно открывать кафе и рестораны площадью до 150 кв. м».

Не продажа, так аренда

А если какой-то товар востребован, очевидно, что цена на него растет, что, собственно говоря, и наблюдают риэлтеры в последние несколько месяцев. «Процентов на 20 — 30 выросли арендные ставки», — говорит Дмитрий Майоров. Причем процветает преимущественно аренда, а не продажа, особенно в центральной части Симферополя.
Это вполне объяснимо, ведь за годы успешного развития торговли площади под магазины в центре города стали беспроигрышным вложением средств. Сегодня купить место под магазин в Симферополе возможно только за границами так называемой красной линии центра, где уже давно никто ничего не продает, а только сдает в аренду. В других частях Симферополя стоимость 1 кв. м зависит от многих факторов, но в среднем она составляет $1 тыс. — 2 тыс., что, кстати, вдвое меньше докризисной цены.
Подешевела и аренда. «До кризиса в центре города аренда 1 кв. м эффективного торгового помещения достигала $100, то есть около 500 грн. по действующему тогда курсу, теперь она тоже колеблется возле 500 грн., хотя курс доллара уже иной, — говорит Валерий Шевердак. — Поэтому заявления, что арендная плата за торговые помещения уменьшилась почти вдвое, весьма спорны. Снижение ее до $60/1 кв. м не подарок кризиса, а, скорее, коррекция исходя из нового курса доллара». Несколько иная ситуация в отдаленных от центра районах: Ираида Мамедова говорит, что самая реальная ставка сейчас 100 грн. за 1 кв. м.
Влияет на формирование цены и спрос: порой цена небольшого помещения в бойком месте может оказаться вдвое или трое выше, чем больших площадей вдали от потока покупателей. «Зачастую устанавливается не справедливая стоимость, а та, которая родилась в процессе спора двух коммерсантов: сдающего недвижимость и арендующего, — говорит Валерий Шевердак. — Потому что практически вся недвижимость, пригодная для размещения торговых объектов в Симферополе, находится в руках не случайных собственников, а тех, кто в свое время делал ставку на вложение капитала именно в эту категорию недвижимого товара и целенаправленно скупал его в течение десятилетия. Это материально обеспеченные люди, и продавать или сдавать за копейки свои товар они не намерены, сколь ни пугай их мировым кризисом».
Достижением же кризиса можно считать то, что аренда торговой недвижимости, как и жилой, оценивается в гривне. Правда, заключают договоры теперь на короткие сроки и с обязательными оговорками о коррекции цены в случае обесценивания нацвалюты.

Повезло не всем

Впрочем, такими успехами на поприще торговли и аренды недвижимости могут похвастать не все крымские города. Симферополю повезло потому, что нахождение его в центре Крыма обеспечивает постоянный приток и покупателей, и продавцов. А торговля, как говорилось выше, стремится туда, где есть скопление народа. Действительно, не станут же оптовые продавцы мебели или бытовой техники тащить свой товар на ЮБК или в Керчь, если в центре полуострова есть Симферополь. «Поэтому в Симферополь подтягиваются не только люди, нуждающиеся в работе, но и капиталы, причем и из регионов Украины, — говорит Дмитрий Майоров. — Это дает толчок к развитию и, как следствие, рост цен. В результате, несмотря на кризис, город уже не может удовлетворить растущий спрос на торговые и промышленные площади».
Чего нельзя сказать, например, о Севастополе и Южнобережье. Начальник отдела коммерческой недвижимости агентства недвижимости «Мультидом» Светлана Аксенова говорит, что покупателей осталось не более 10% от того количества, которое было до кризиса. И приобретают торговые площади те клиенты, которые планировали сделать это ранее и подыскивали варианты, выбирая лучше и дешевле.
«Спрос остался на небольшие магазинчики на первой линии в центре города площадью от 30 до 100 кв. м и средние — до 250 кв. м для операторов продовольственных товаров, — говорит она. — Вообще нет спроса на большие помещения — город насыщен крупными торговыми центрами, многие из которых не заполнены даже наполовину».
Так же, как и в Симферополе, в Севастополе преобладает аренда. Помещения на первой линии застройки, официально оформленные для торговли и в хорошем состоянии, нынче можно арендовать по цене до 300 грн. за 1 кв. м, на первой линии в Остряково или Камышах — до 200 грн. за 1 кв. м, остальную торговую недвижимость в среднем за 60 — 70 грн./кв.м. Продать торговый объект в проходном месте и готовый к эксплуатации можно по цене от $1 тыс. до $2 тыс. за 1 кв. м. «Но зачастую продавцы выставляют их по более высоким ценам и н
е снижают их, потому что объекты заложены в банки, — объясняет Светлана Аксенова. — До кризиса банки давали 100% стоимости залога, но цены упали, и получилось, что собственники вынуждены держать высокие цены, чтобы, продав, рассчитаться с банком. За счет этого искусственно держится высокая цена и почти нет продаж, ведь покупатели готовы приобретать недвижимость только по кризисным ценам».