Скажите, с чего началась история проекта этого дома?

П.: История проекта началась с участка земли, который достался нам по наследству.

Э.: Оригинальные проекты с заказчиком зачастую сложно осуществить, поэтому, как только у нас появилась возможность самим реализовать нестандартный проект, мы сразу же приступили к делу. Нам интересны новые современные решения в архитектуре и дизайне интерьера. Всегда стараемся двигаться вперед, искать новые идеи и не повторяться. Если уж строить – то строить что-то нетрадиционное.

П.: К сожалению, заказчики зачастую придерживаются традиционных взглядов на дом и его интерьер, побаиваются новых тенденций, непроверенных решений.

Э.: Многие заказчики пока еще не готовы к новым нестандартным идеям. И если в интерьерах необычные решения все-таки довольно часто поддерживаются заказчиками, то воплотить  оригинальные идеи в проектах домов намного сложнее. На каком-то этапе мы поняли, что проще построить свой дом, тем самым, показав другим живой пример современной архитектуры. Помимо актуальной концепции, мы планируем оснастить его элементами умного дома, применить энергосберегающие технологии, внедрить различные технические новшества, при этом придерживаться концепции так называемых eco friendly домов.

Почему белорусы настолько консервативны в отношении архитектуры жилых домов? Это проблема отсутствия архитектурных традиций?

П.: На самом деле это очень сложный вопрос. Мы его часто обсуждаем. Ведь многие современные течения в архитектуре и искусстве родились в Советском Союзе в начале прошлого века, но по каким-то причинам не получили дальнейшего правильного развития.  

Э.: У людей нет хороших живых примеров нестандартных современных архитектурных решений. Они боятся незнакомого, непроверенного. Например, им кажется, что большая площадь остекления в доме приведет к необоснованным теплопотерям. Современные формы и технологии их часто настораживают.

В чем заключается концепция Вашего дома? Почему Вы использовали именно такие формы?

П.: Дело в том, что концепция любого дома складывается из многих факторов: местоположения, размера, формы и топографии участка, ориентации относительно сторон света, наличия окружающих элементов (лес, водоем, дорога, соседние дома), видовых точек, а также требований и пожеланий заказчика относительно самого дома. На все перечисленное накладываются наше видение и тенденции современной архитектуры, а также творческие находки.

Э.: Дело в том, что хороший проект дома, выполненный для конкретного участка и под конкретного заказчика, в другом месте может растерять свои преимущества. Поэтому, когда заказчик выбирает проект для повторного применения (из журналов, каталогов и т.д.), мы всячески пытаемся его от этого отговорить.

П.: Форма самого дома диктовалась прежде всего функциональностью. Даже появившиеся крылья служат навесами для террасы и парковочной площадки. В то же время наряду с функциональностью удалось сохранить концепцию цельности чистого белого листа бумаги, присущую технике оригами. Поэтому и цвет в проекте используется белый.

Трудно ли было воплотить в одном проекте кубизм, футуризм и мотивы оригами?

Э.: Нет. Это получилось само собой в процессе работы над проектом. Проектировать было интересно и легко.

П.: По большому счету, все эти направления - кубизм, футуризм и японский минимализм -  между собой связаны. Они имеют разные названия и корни, но концепции схожи.

Когда в Беларуси появились люди, желающие жить в домах с необычной архитектурой?

Э.: Они были всегда, но их не очень много. В основном, это люди с современными взглядами в возрасте до 40-45 лет.

П.: Хотя бывают случаи, когда люди в возрасте меняют надоевшие классические дома и интерьеры на минималистичные.

А вы пытаетесь влиять на выбор заказчиком стилевого решения?

Э.: Конечно. Иногда даже приходится делать несколько концепций проекта. Сначала предлагаем заказчику свое видение  (естественно, учитывая его пожелания по функциональности). Но если убедить его не удается, то приходится делать традиционный вариант.

Как Вы думаете, в будущем количество нестандартных домов будет увеличиваться?

Э.: Да. Я в этом уверена. Мне кажется, что современная молодежь получает больше информации о развитии, тенденциях мировой культуры и ориентируется на прогрессивные идеи, в том числе и в архитектуре.

Во сколько обходится строительство такого проекта?

П.: По-разному. Все зависит от размера дома, применяемых материалов и технологий, закладываемого оборудования.

Нестандартный дом – это все-таки прерогатива богатых людей?

Э.: Нет. Его могут построить все желающие. Иногда даже маленькие дома, при наличии у хозяина желания сделать его нестандартным, приобретают яркие и необычные черты. С небольшими, компактными домами иногда даже интереснее работать. Поэтому, современные дома – это не прерогатива богатых.

П.: При прочих равных нестандартный дом вовсе не дороже традиционного. Проект может быть дороже, так как требует больших усилий и мастерства, а реализация скорее будет даже дешевле.

Есть ли еще творческие мастерские, занимающиеся такими проектами? Востребовано ли их творчество за рубежом?

Э.: Я думаю, что мастерских и архитекторов, которые хотят и могут делать  заказчикам интересные современные проекты, много.

Что касается востребованности, то она есть. Многие архитекторы и дизайнеры, например, работают в Москве, есть победы на конкурсах и реализованные проекты в дальнем зарубежье.