В Беларуси культура ландшафтного дизайна существует уже давно. Особенно, что касается масштабов города или деревни, - рассказал главный архитектор АСК «Терем-Теремок» Сергей Кононович. - У каждой области есть свои тенденции: где трава определенным образом пострижена, где камни в композицию сложены. А если денег нет, то просто валун на видное место положат.

Тем не менее, эволюция на рынке ландшафта уже происходит, - продолжил Сергей. - Если раньше люди приходили только за проектами дома: экстерьера и интерьера, а ландшафт пытались осилить сами, то теперь они уже поняли, что продуманная территория вокруг дома – это выгодное вложение средств. Потому что это не только озеленение, но и правильное функциональное зонирование,  инженерные сети, освещение участка, разного рода водопады и каскады.

Люди хотят получать от участка такой же комплекс визуальных и функциональных услуг, как и от внутреннего пространства. Например, чтобы не совсем эстетичные зоны были расположены в зоне «невидимости». Или если есть вольер, его расположение должно быть продумано с точки зрения охраны территории караульными собаками. Недалеко от барбекю должна быть зона хранения дров, а если будет банька, то дорожки нужно освещать. Да что говорить, даже продумывание системы охраны и доступа в помещения – прямая работа ландшафтного дизайнера.

Что нынче модно? И есть ли вообще такое понятие в ландшафтном дизайне?

- Конечно, есть, - усмехается Сергей Кононович. - Модно то, что у соседа. Направление всегда кем-то задается. Например, появились 3 года назад открытые бассейны, и люди стали рыть котлованы и ставить чаши. Но климату нашему это не подходит. И вдруг модно стало ставить сверху каркасы по типу раздвижных теплиц.

Заказчик, в большинстве случаев формирует свой участок из понравившихся элементов, которые видит у готовых объектов. Например, сосед поставил коптилку, полунатуральную с дымоходом в землю. А тут еще и запах через забор очень хорошо чувствуется. И тогда заказчик начинает мечтать о своем таком «агрегате». При формировании проекта будет уже учитываться наличие такой коптилки, «только круче», - засмеялся Сергей. 

Сколько стоит?

Минимальная сумма на проектирование участка – 300$, а средняя  - 1500$.Это цена проекта, т.е.  продумывания всего до мельчайших подробностей. Ведь немаловажно найти идеальный вариант функционального зонирования именно для этого участка. Кроме того, должна быть проработана стилистика всех построек. Из чего будут сделаны, допустим, ворота и как они будут открываться, какой будет рисунок заполнения. Или из какого камня лучше выложить дорожки. Схема коммуникаций тоже нелегкий вопрос: куда будет сливаться вода и где будут проходить трубы, как правильно расположить автополив и водоснабжение того же бассейна.

Цену уже полностью готового участка сказать трудно. Самый минимальный заказ – это готовый проект плюс газон и дорожки (5.000$), а строительство водоемов с естественным очищением, деревянные или металлические беседки, установка раздвижных ворот со сложным рисунком и  полный комплекс электромонтажных работ обойдется примерно в 150.000$

Однако на своем участке все же нужно сделать хоть что-нибудь самому. Например, посадить деревья. Можно даже устроить «сад друзей», пригласив в гости своих знакомых. Интересно будет затем наблюдать, как растет, например, яблоня, посаженная сестрой. И яблочки потом будут определенно вкуснее.

Как выглядит наша столица с точки зрения ландшафтного дизайнера?

Наша столица – самая красивая по ландшафтному оформлению, - заверил Сергей Кононович. - После Нидерландов, конечно. У столицы свой, немного особенный, нордический характер. Четко прослеживается зонирование: в центре жесткие прямые формы, плоский газон, делается акцент на определенные цветовые элементы. В спальных районах можно увидеть больше уютных украшений: альпийский горки, искусственные водоемы. На выезде из города начинает преобладать фольклорный мотив: декоративные панно, лошадки и телеги.

Существует ли конкуренция на рынке ландшафтного дизайна?

Направление это новое, т.к. рынок только к нему подошел. Конкуренции не так много, потому что работа сезонная. Т.е. фирма, которая будет заниматься единственно ландшафтами, на рынке просто не выживет. Это всегда должно быть совмещение с чем-либо более крупным и масштабным.