В середине марта мэр Юрий Лужков подписал постановление N 218-ПП "Об усилении ответственности инвесторов-заказчиков за соблюдение сроков строительства". Документ вводит новое правило для девелоперов: теперь у департамента земельных ресурсов (ДЗР) есть право штрафовать застройщиков, если те вовремя не освободили проезжую часть, примыкающую к строительной площадке. Размер неустойки - "0,3 годовой арендной платы за каждый день превышения сроков" освобождения проезжей части.

В пояснительной записке к постановлению глава ДЗР Виктор Дамурчиев признает, что штрафные санкции приведут к тому, что для нарушителей плата "за аренду земли увеличится в сто раз".

Каждый девелопер, строящий в Москве, вынужден арендовать у города примыкающие к стройплощадкам дороги, по которым доставляются необходимые стройматериалы и техника, поясняет гендиректор компании "Земельных дел контора" Илья Свиридов. Вводимые штрафные санкции направлены прежде всего не на решение транспортной проблемы в городе и не на увеличение объемов строительства, а на сокращение бюджетного дефицита, уверены опрошенные "Коммерсантом" девелоперы.

В законе о бюджете Москвы на 2010 год прогнозируется, что при расходах казны города в 1,1 трлн рублей и доходах в 994,5 млрд рублей дефицит достигнет 125 млрд рублей. По итогам 2009 года арендные платежи за землю позволили бюджету привлечь 15,863 млрд рублей, в то время как от продажи земли власти выручили всего 3,981 млрд рублей. По словам Виктора Дамурчиева, сейчас долги по земельным платежам со стороны девелоперов превышают 1,5 млрд рублей.

По словам управляющего директора Praedium Oncor International Михаила Геца, сейчас на период строительства девелоперы за аренду 1 га в пределах Садового кольца платят в бюджет в среднем 100-150 тысяч долларов в год. Таким образом, за каждый день просрочки застройщику придется доплачивать городу 30-45 тысяч долларов в день, или 10,95-16,4 млн долларов в год. Дамурчиев пишет, что, с одной стороны, "такие меры будут стимулировать инвесторов-заказчиков ускорить завершение строительных работ", с другой стороны, позволят улучшить "дорожно-транспортную обстановку в городе".

Сейчас в Москве строительные работы приостановлены на 30-40% площадок, говорит гендиректор аналитического консалтингового центра "Миэль" Владислав Луцков. Если в начале 2009 года сроки строительства увеличивались на четыре-пять месяцев сверх согласованного графика, то сейчас уже на шесть-восемь месяцев. "Увеличение сроков строительства вызвано не только дефицитом финансирования, но действиями самих властей, которые не могут вовремя согласовать все необходимые разрешения на строительство", - говорит заместитель гендиректора "Треста 1991" Татьяна Пальчикова. По ее словам, из-за длительности процедур согласования с чиновниками практически каждый девелопер срывает сроки строительства минимум на шесть месяцев. Чиновники с этим не соглашаются. "В 2009 году со 105 до 60 рабочих дней было сокращено время оформления прав на земельные участки, договоров аренды, купли-продажи, акта приема-передачи участков", - отмечает господин Дамурчиев.

Вводя новые санкции для застройщиков, власти столицы пытаются свалить транспортные проблемы на девелоперов, убеждена госпожа Пальчикова. По данным департамента транспорта и связи, сейчас в столице протяженность уличной сети превышает 4,7 тыс. км, что почти на 80% меньше, чем предусмотрено генпланом развития города. Полтора года назад мэрия планировала в 2010 году направить на строительство дорог около 110 млрд рублей, но из-за дефицита бюджета власти вынуждены были сократить эти расходы почти на 70%.