Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» 22 июля 2008 года. Поправки предполагают создание саморегулируемых организаций (СРО) в сфере строительства при отмене с 1 января 2009 года лицензирования деятельности по проектированию зданий и сооружений, строительству зданий и сооружений, проведению инженерных изысканий для строительства. С 1 января 2011 года вводится обязательное требование о страховании членами СРО ответственности перед потребителями за произведенные ими работы.

Заместитель председателя комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Михаил Хесин недавно заявил, что вступление в силу закона о саморегулируемых организациях в сфере строительства целесообразно перенести на два года - до 1 января 2011 года. По его словам, «это решение еще не принято, но работа в этом направлении идет». Целесообразность перенесения сроков создания СРО в строительстве М.Хесин объяснил тем, что до сих пор не определен орган исполнительной власти, ответственный за регистрацию СРО в строительной отрасли, а также тем, что не принят технический регламент и не установлены параметры работ, влияющих на безопасность строительства. Кроме того, отсутствуют ряд необходимых подзаконных актов.

Данную инициативу поддерживает президент Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства (НАМИКС) Елена Николаева. «Вводить саморегулирование ввиду отсутствия технических регламентов и в период кризиса является ошибкой. Экономический кризис и изменение регулирования не выдержит ни одна отрасль», – заявила Е.Николаева на заседании секции «Строительство и строительная индустрия, жилищная политика и ЖКХ» Общественного совета при Минрегоне.

Глава НАМИКС также отметила, что закон о СРО является дискриминационным для малого бизнеса. «Из 250 тыс. строительных организаций, получивших сейчас лицензии, продолжат свое существование сотни, может быть, тысячи. А что делать остальным? Уходить на «черный рынок?», - спросила она.

«Кроме того, - добавила Е.Николаева, - закон надо дорабатывать с точки зрения видов работ. В проекте перечня особо опасных работ, разработанном Министерством регионального развития РФ, малоэтажка не прописана. Таким образом, если перечень будет принят в таком виде, то дома до трех этажей можно будет строить без допусков, вне системы регулирования. В этих условиях гарантировать качество строительства будет практически невозможно».

Вопросы саморегулирования и технических регламентов в строительстве вызвали наиболее острую дискуссию на заседании в Минрегионе. Некоторые эксперты отстаивали мнение, что отменять или даже переносить саморегулирование сейчас нельзя, поскольку процесс уже запущен и СРО начали создаваться. По их мнению, как раз внедрение саморегулирования подтолкнет реформу технического регулирования. Однако большинство все-таки склонялось к тому, что закон о СРО должен быть доработан, в первую очередь с точки зрения «правил игры» на рынке. Необходимо, чтобы механизмы допуска, контроля за деятельностью компаний, ответственности бизнеса, а также изъятия допуска у недобросовестных компаний были прозрачны и понятны. И одинаковы на всей территории РФ.

В свою очередь генеральный директор Ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада» Алексей Белоусов убежден, что откладывать введение саморегулирования в строительстве нельзя. «В Северо-Западном федеральном округе саморегулирование фактически состоялось. В соответствии с требованиями ФЗ-148 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ» в шести из одиннадцати субъектов Северо-Западного федерального округа были поданы на регистрацию Уставы некоммерческих партнерств. Часть организаций уже прошла регистрацию в Министерстве юстиции РФ и готовится войти в реестр СРОС. Поэтому даже незначительные изменения сроков реализации института саморегулирования приведут к снижению степени доверия участников отрасли к нему и, как итог, к сокращению появления новых саморегулируемых организаций в России», - заявил А.Белоусов на заседании заседание координационного совета по развитию саморегулирования в Санкт-Петербурге.

По мнению членов координационного совета, «отказ от саморегулирования не является антикризисной мерой, как утверждают инициаторы нового законопроекта, так как, по оценке экспертов, нагрузка на строительный сектор в связи с реализацией института лицензирования составляет от 600 до 800 млн. долларов в год. Размер же денежных средств, отмываемых в строительной отрасли, превышает указанные суммы в десятки раз, а это прямые выпадающие доходы федерального и региональных бюджетов».

По итогам заседания участники подписали обращения к председателю правительства РФ и председателю Государственной Думы РФ с просьбой способствовать сохранению норм, определенных Федеральным законом от 22 июня 2008 года № 148, а также скорейшему выходу постановлений правительства о назначении  уполномоченного органа по ведению реестра и перечне видов работ, влияющих на безопасность в строительстве.