В апреле 2010 года количество выставленных на продажу квартир в новостройках сохранялось на стабильном уровне. При этом спрос стремительно растет. Согласно опубликованным сегодня, 14 мая, данным агентства «Миан», в первом квартале 2010 года число обращений клиентов выросло на 25–30% по сравнению с прошлым годом, а число сделок за то же время выросло почти в 3 раза.

Значительно изменился и средний бюджет покупки столичных квартир. Если год назад он не превышал 6,8 млн. руб., то сейчас вырос почти на 30%, составив уже около 8,8 млн. рублей.

Увеличение спроса и сокращение числа продаваемых квартир «тянут» за собой вверх цены— в апреле новостройки прибавили еще 0,8%— до 157,4 тыс. рублей за кв.м.

При этом, по данным МИАН, постепенно увеличивается площадь приобретаемого жилья. «В марте прошлого года проходили единичные сделки с 4-х комнатными квартирами, а этой весной многокомнатные квартиры приобретал уже каждый десятый клиент компании»,— говорит Инна Игнаткина, исполнительный директор агентства недвижимости МИАН.

Малые формы

Между тем, на рынке новостроек Москвы прослеживается интересная тенденция. Стремясь разогнать спрос, застройщики оптимизируют жилое пространство и уменьшают площадь выставляемых на продажу квартир.

По мнению аналитиков портала HouseHunter.Ru, многие девелоперы отреагировали на кризис упрощением продукта, а отнюдь не повышением качества строительства и уровня сервиса.

Если в 2005–2007 годах в строящихся жилых комплексах преобладали избыточно просторные квартиры, то теперь операторы рынка бросились в другую крайность и принялись штамповать малогабаритное жилье.

Тесные и без окон

Хитом нового инвестиционного цикла становятся тесные квартиры, по площади и уровню комфорта сопоставимые с панельным жильем советского образца. Компании пересматривают докризисные проекты строительства городского жилья, увеличивая количество одно- и двухкомнатных квартир, параллельно сокращая количество многокомнатных блоков. Некоторые девелоперы вообще намерены отказаться от 3–4 комнатных квартир в домах эконом-класса.

«Пытаясь расширить круг потенциальных покупателей малогабаритного жилья, застройщики (как московские, так и подмосковные) экспериментируют с планировочными решениями. Например, увеличивают нарезку площадей внутри квартиры»,— отмечается в специальном исследовании HouseHunter.Ru.

В качестве примера в исследовании приводится такая новинка: трехкомнатная квартира площадью 58–60 кв. м со спальнями по 10 кв. м и кухней 5 кв. м. В кухне нет окон, она объединена с небольшой гостиной. Такие малогабаритные и некомфортные квартиры, по мнению авторов исследования, застройщики выдают за некий «европейский стандарт». «Стоит заметить, что в Европе жилье такого формата обычно является социальным и сдается в аренду семьям с низким уровнем доходов или возводится в рамках госпрограмм, направленных на стимулирование жилищного строительства», подчеркивается в отчете HouseHunter.Ru.

По просьбе государства

В жилых комплексах бизнес-класса в престижных районах Москвы (например, в Кунцево) появились однокомнатные квартиры площадью 45–50 кв. м, тогда как до кризиса в некоторых проектах, рассчитанных на верхушку среднего класса, «однушки» вообще отсутствовали как формат, либо их площадь «зашкаливала» за 60–65 кв. м.

Зачастую компании запускают проекты строительства жилья эконом-класса, рассчитывая либо получить преференции в рамках государственных жилищных программ, либо продать малогабаритные квартиры государству в случае отсутствия рыночного спроса. Предложение дрейфует в сторону квартир минимальной площади, соответствующих недавно одобренным жилищным стандартам.

«Возможно, стремление к утилитарности и грубому прагматизму— оправданная антикризисная стратегия. Однако в среднесрочной перспективе курс на упрощение продукта— тупиковый для развития рынка. Существенное расширение платежеспособного спроса на новостройки возможно лишь при условии качественных сдвигов во всех сегментах рынка, включая эконом-класс. А именно— обеление схем реализации жилья, переход к продаже готовых квартир с отделкой, оснащенных бытовой техникой, мебелью»,— резюмируют представители компании.

Способ сэкономить

Между тем, застройщики не согласны с выводами авторов исследования.

«Оптимизация площадей довольно распространенный шаг на посткризисном рынке. Многие проекты формировались до кризиса, когда покупатель готов был приобретать большие квартиры, а затем самостоятельно, в ходе ремонта, разбивать пространство перегородками, заниматься перепланировками. Сегодня человек, при приобретении недвижимости нацелен на покупку конечного продукта, не требующего “доработок”. Поэтому многие девелоперы пересматривают планировочные решения»,— заметила GZT.RU Ирина Наумова представитель компании «НДВ-Недвижимость».

По словам Наумовой, после «реконцепции» в жилом комплексе «Царицыно» увеличилось количество однокомнатных и двухкомнатных квартир, стало меньше многокомнатных квартир и их площадь уменьшилась. Так появились однушки от 46 кв.м., скоро выйдут в продажу двухкомнатные квартиры от 62 кв.м. По мнению эксперта, сегодня покупатель ориентирован на конечную стоимость предложения, поэтому оптимизация площадей неизменно приводит к росту покупательского спроса.

Как заявил GZT.RU Игорь Лебедев , руководитель отдела анализа инвестиционно-девелоперской компании «Сити-XXI век», спрос на квартиры больших площадей недостаточный, поэтому приходится корректировать планировочные решения.

Под названием «евроквартиры»

В жилом комплексе «Радужный», который реализуется в городе Видное Московской области, компания вывела на рынок новый формат жилья— евроквартиры. Это двухкомнатные квартиры общей площадью от 44 кв.м до 51 кв.м.

«Квартиры европейского типа стали удачным решением жилищного вопроса, прежде всего, для молодых семей, планирующих жить самостоятельно. Общая площадь такой квартиры подразумевает специальную планировку— совмещение кухни с гостиной. По цене такая квартира сопоставима со стандартной однокомнатной»,— говорит Лебедев. По его мнению, покупатель наряду с кухней получает дополнительное жилое пространство, которое можно организовать по собственному усмотрению— например, перепланировать в полноценную двухкомнатную квартиру.

Андрей Бекетов , руководитель специализированного портала АРН подчеркнул GZT.RU, что оптимизации жилого пространства идет на пользу покупателю. По словам Бекетова, при одинаковой стоимости квадратного метра покупка «однушки» меньшего метража (40 кв. м вместо 50 кв. м) позволяет сэкономить до 20%. А для застройщика это маркетинговый ход, позволяющий увеличить продажи.

Печать эпохи

С Бекетовым не согласен другой аналитик рынка недвижимости— Юрий Кочетков. По его словам, единственное преимущество маленьких квартир это их относительно низкая цена, но для застройщика игры с ценами ведут к уменьшению платежей и убыткам.

«Что касается покупателей, то как ни странно, они, при прочих равных, выбирают большую по площади квартиру»,— говорит Кочетков. По мнению эксперта, эти квартиры сейчас ликвидны, но ситуация может поменяться.