Каково же было удивление женщины, когда в один прекрасный день ей позвонили из расчетно-кассового центра и сообщили о... денежном выигрыше! Оказалось, что коммунальники провели лотерею среди самых дисциплинированных жильцов и разыграли несколько ценных призов. “С одной стороны, просто повезло, — улыбается Елена. — Но, с другой, мы ведь не опоздали с платежами по жировкам ни на один день. А благодаря выигрышу в следующем месяце об оплате не нужно будет беспокоиться”.

Конкурс для добросовестных

Как потом выяснилось, выигрыш семьи Солодких составил 70 тысяч рублей — примерно столько, сколько Елена и ее супруг Алексей вносят каждый месяц за коммунальные услуги без отопления. И для того, чтобы стать обладателями приза, им не пришлось, что называется, даже пальцем пошевелить.

— Семья Солодких — одна из сотни могилевских семей, которые благодаря своей добросовестности в оплате услуг ЖКХ оказались с выигрышем, — рассказал директор Могилевского центра городских информационных систем Александр Селезнев. — В прошедшем году на поощрение таких плательщиков израсходовано 7,1 млн рублей.

Придуманный могилевскими коммунальниками конкурс — это своеобразная лотерея. С лототроном и вытаскиванием из него билетиков с фамилиями счастливчиков, как и положено. Такой розыгрыш проводится в Могилеве не впервые и с каждым разом становится все популярнее. Если еще год назад количество участников равнялось 7 тысячам, то в этот раз поймать за хвост коммунальную удачу попытались уже 15 тысяч семей могилевчан.

Конкурс проводится по пяти номинациям: среди тех плательщиков, которые вносят платежи в установленные сроки; среди оплачивающих жировки до 15 числа каждого месяца; рассчитывающихся с помощью пластиковых банковских карточек; тех, у кого по их заявлению высчитывают за коммунальные услуги из заработной платы и среди жильцов, сделавших наибольшие авансовые платежи.

Кому-то пряник, а кому-то — кнут

Помимо денежного выигрыша семья Солодких получила право еще на один “бонус”. Все исправные могилевские плательщики за услуги ЖКХ могут приобрести в магазине сложной бытовой техники холодильник, стиральную машину или пылесос со скидкой 5 процентов. Об этом есть договоренность городских властей с работниками торговли.

— С теми, кто имеет коммунальную задолженность, мы тоже работаем, но уже без “пряника”, — продолжает Александр Селезнев. — Методы четко определены законодательством и наработаны предыдущим опытом. В каждом конкретном случае учитываем причину, по которой образовалась задолженность. В жизни не все так просто. Одни потеряли работу и не получают постоянных доходов, чтобы оплачивать коммунальные платежи вовремя. Другие, что называется, опустили руки из-за каких-то семейных неурядиц. Третьи скатились до асоциального образа жизни. И хоть должниками мы считаем всех, кто не рассчитался за услуги вовремя, злостных неплательщиков наберется около полутора тысяч. Они и задолжали коммунальным службам около 3 млрд рублей. Несложно представить, как можно было бы на эту сумму улучшить быт горожан.

Хотите приз? Присоединяйтесь!

Как-то довелось увидеть на двери одной из квартир желтый треугольный знак, под которым была надпись: “Ты стоишь в очереди на выселение”. Оказалось, что это грозное предупреждение сделано квартиросъемщику, который задолжал коммунальникам большую сумму и не предпринимает никаких попыток ликвидировать эту задолженность. Между тем городские власти не только подсказывают, что можно сделать, чтобы покинуть списки должников, но и помогают в этом. Скажем, при оплате основного долга пеня, скопившаяся за время неплатежа (а она порой достигает половины всей суммы), может быть списана с должника. Большую экономию дают приборы индивидуального учета воды, газа, тепла. А их установку, как известно, можно оплачивать в рассрочку. Кроме этого, должников, которые хотят, но по уровню доходов не могут погасить задолженность, стараются трудоустроить — при условии, что они согласны часть заработной платы отчислять в счет долга.
Бывает и так: в квартире некогда проживала многочисленная семья. Потом дети выросли и разлетелись, образовав свои семьи. Остались старики-пенсионеры в трех (а то и больше) комнатах. Им трудно оплачивать такую жилплощадь. Для помощи таким горожанам создано и функционирует предприятие “Риэлторинформцентр”, которое поможет обменять квартиру на меньшую.

— Выселение за неплатежи — мера крайняя, — продолжает Александр Селезнев. — В минувшем году она применена судом лишь в отношении 8 семей. И то их ведь не выселили в никуда, а предоставили менее комфортную жилплощадь. Без квартиры вообще остаются лишь те злостные неплательщики, которые по месту регистрации не проживают, обретаясь у родственников в деревне.

Закономерно возникает вопрос: какие результаты приносят подобные меры? По утверждению Александра Селезнева, количество должников в последние годы значительно уменьшилось. Поэтому опыт работы как с ними, так и с добросовестными плательщиками за коммунальные услуги решено распространить на всю Могилевскую область. Над этим сейчас и работает Могилевский центр городских информационных систем.