Согласно новому генеральному плану развития г.Минска в ближайшее время в столице предстоит осуществить реализацию двух основных программ – жилищного строительства и создания инфраструктуры. Для этого предстоит реализовать ряд градостроительных и инвестиционных проектов, в первую очередь в сфере обслуживания.

На сегодняшний день в г.Минске в сфере градостроительства реализуются две основные программы – это программа жилищного строительства и программа создания столичной республиканской инфраструктуры. Реализация данных программ предусмотрена новым генеральным планом развития г.Минска до 2015 года с прогнозом до 2030 года, разработанным в конце прошлого года. Несмотря на то, что корректировка генерального плана происходит каждые пять лет, разработанный генеральный план – это фактически новый фундаментальный градостроительный документ, потому что на его основе будет реализовываться республиканская программа жилищного строительства, рассчитанная по европейским нормам из расчета 1 человек на 1 квадратный метр. Поэтому в ближайшие годы в столице придется строить ежегодно фактически до 2 млн.кв.метров жилья. По словам Сергея Козловского, начальника управления градостроительства комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома, высказанным на второй Международной конференции «Коммерческая недвижимость в Беларуси: возможности и перспективы для инвесторов», которая проходила в рамках Международной специализированной выставки «Недвижимость и инвестиции – 2009» 20-23 мая в г.Минске, «это скачкообразная постановка задачи, которая потребовала диаметрально пересмотреть градоэкономическую политику развития столицы, оценить ее территориальные ресурсы, инфраструктуру и разработать сценарий возможной и обязательной реализации программы жилищного строительства».

Действующий в настоящее время генеральный план развития г.Минска предусматривает ввод в эксплуатацию 600 – 650 тыс.кв.метров жилья в год. Именно на такие объемы строительства жилья и была рассчитана вся городская инфраструктура. Но в связи с ростом объемов жилищного строительства перед городом стоит задача создания дополнительной инфраструктуры. Это относится как к инфраструктуре улично-дорожной сети, так и к инфраструктуре, связанной с генерирующими источниками. И эта задача, поставленная перед градостроителями, в новом генеральном плане решена, сказал С.Козловский.

Однако решение этой задачи создает сопутствующие проблемы и, по мнению начальника управления градостроительства отраслевого комитета, «может привести к тому, что мы поселим в Минске и минском регионе четверть населения Республики Беларусь». Поэтому, считает столичный градостроитель, для того чтобы решить эту проблему и не создавать систему неуправляемости города, специалисты на основе нового генерального плана делают экспериментальную технико-экономическую и градоэкономическую оценку возможности переноса ряда строительных площадок в малые и средние города, расположенные в столичном регионе. То есть, по сути, речь идет о том, что «прирастание» Минска квадратными метрами будет происходить за счет расположенных вблизи столицы свободных территорий. И это будет способствовать развитию городов в ближайшем окружении Минска.

По словам С.Козловского, на сегодняшний день разработано уже порядка 100 проектов детального планирования. Учитывая то, что Минск – это небольшой город с компактной жилой застройкой, 25 процентов которой занимает усадебное жилье, с избыточным количеством производственных территорий, решить программу жилищного строительства в существующих пределах города весьма проблематично. Градоэкономические обоснования в рамках нового генерального плана показали, что кроме западного направления, где также существует ограниченный земельный ресурс, городу развиваться больше некуда. И если в этом направлении строить по 2 млн.кв.метров жилья, очень быстро исчерпается и этот ресурс. Следовательно, сказал С.Козловский, «ресурс у нас один – использовать малоценные территории с неэффективно используемой застройкой». Но для этого надо снести 90 процентов существующего малоценного жилья, включая каменные дома, отселить людей и по новому законодательству по желанию гражданина построить ему новый усадебный дом. С этой целью возле Минска предполагается запроектировать и построить крупный жилой район малоэтажной усадебной застройки с инфраструктурой.

Что касается столичной инфраструктуры, то в ближайшее время все усилия будут направлены на развитие сферы обслуживания и, в частности, гостиничного бизнеса, для того чтобы столица и ее окрестности стали привлекательными для туристов. Причем стоит задача не просто создать объекты сферы обслуживания, а довести их до такого уровня, чтобы они отвечали международным и европейским стандартам. И это не считая социальных стандартов жилой среды – магазины, школы, детские сады и т.д.

В этой связи, подчеркнул С.Козловский, сформирован перечень наиболее важных инвестиционных проектов, которые находятся под контролем Правительства Беларуси. Особо значимых и крупных – более сотни. Однако с их реализацией в настоящее время возникают определенные финансовые трудности, связанные с мировым кризисом. «Но тот факт, что мы на протяжении последних нескольких лет сумели привлечь в республику этот бизнес, говорит о многом. И даже если мы реализуем часть этих проектов, это уже будет замечательно», - сказал начальник градостроительства. Тем не менее, в ближайшие годы в Минске будут проходить различные международные спортивные соревнования, а в 2014 году состоится чемпионат мира по хоккею. Поэтому в столице стоит задача построить порядка 6 тысяч гостиничных мест различного класса, создать инфраструктуру развлечений и т.д.

С.Козловский назвал еще одну проблему, которую предстоит решить в ближайшее время – это создание крупного, среднего и малого бизнеса в сфере производства. И если по созданию крупного и среднего бизнеса ведется соответствующая работа на уровне Правительства, поскольку большинство крупных и средних предприятий являются государственными или имеют долю государственной собственности, то этого не скажешь о малом бизнесе.

В настоящее время земельные участки в г.Минске и пригородной зоне выделяются только на основе аукционов. И проблема заключается в том, подчеркнул начальник управления архитектуры, что на сегодняшний день объемы производственных площадок в столице превышают аналогичные показатели в других европейских городах. Поэтому в перспективе стоит задача строительства новых предприятий не в городе и не в его ближайшем окружении, а за его пределами. В этой связи, отметил С.Козловский, разрабатывается концепция выноса предприятий в малые и средние города, для того чтобы поднять их престиж и создать там рабочие места для реализации республиканских программ.

Анализ торгов показывает, что сегодня инвестор любой ценой пытается «прорваться» в столицу и пригородную зону. Но на аукционы такие площадки не выставляются по той простой причине, что их просто в городе нет как ресурса земли. Кроме того, сказал выступающий, только по предварительной оценке в ближайшее время из Минска надо вынести и перераспределить около 200 объектов производственного назначения. Поэтому, высказал свое мнение С.Козловский, «в этом сегменте мы должны заниматься не развитием этой базы, а перевернуть сложившуюся пирамиду». Для этого средний и малый бизнес будет ориентированы на сферу обслуживания. Кроме того, «через налоговую политику надо заставить действующие предприятия, неэффективно использующие свои территории, отказаться от земельных ресурсов, для того чтобы создать возможность перевести туда малый бизнес», сказал градостроитель. С целью развития малого бизнеса сейчас готовится перечень земельных участков, которые будут выставлены на торги, с целевым назначением под строительство объектов автобизнеса, автосервиса и др.