Необходимость принятия указа № 543 была обусловлена тем, что темпы строительства в Беларуси не успевали за темпами разрастания очереди нуждающихся, сообщили БЕЛТА в Минжилкомхозе. Для того чтобы исключить возможность коммерческой наживы некоторых граждан за счет строительства жилья с господдержкой и обеспечить поддержку гражданам, действительно не имеющим жилья, и приняты некоторые изменения и дополнения в действующее законодательство. Документ не имеет обратной силы, и все граждане, уже принятые на учет нуждающихся, останутся стоять в очереди.

Указом № 543, в частности, предусмотрено, что при разделении очереди совершеннолетние члены семьи будут приниматься на отдельный учет не с даты рождения, как было ранее, а с даты наступления совершеннолетия. Также будет исключена возможность строительства жилья на льготных условиях, установленных для очередников, гражданами, уже построившими жилое помещение и занимающими его на основании договора найма, аренды, безвозмездного пользования, но не регистрирующими право собственности на это помещение. Раньше, например, граждане, самостоятельно строящие жилье долевым способом, могли в тот период времени, пока жилье еще не было зарегистрировано, воспользоваться этим и параллельно построить ЖСК с господдержкой.

Изменения действовавшего законодательства коснулись и такого критерия постановки на учет, как обеспечение общей площадью жилья менее 15 кв. м на одного человека. На учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как и прежде, не смогут быть приняты граждане, обеспеченные общей жилой площадью свыше этой нормы. Но при принятии граждан на учет расчет обеспеченности общей площадью будет определяться, исходя из суммы площади всех жилых помещений, находящихся в собственности или пользовании гражданина и членов его семьи, проживающих совместно в населенном пункте по месту принятия на учет. До сих пор расчет обеспеченности общей площадью определялся, исходя из суммы площади всех жилых помещений, находящихся в собственности или пользовании гражданина и только тех членов его семьи, с которыми он принимался на учет.

Не стоит волноваться впервые вступившим в брак супругам - их будут принимать на учет нуждающихся, как и прежде, в том случае, если ни один из них не имеет в собственности отдельной квартиры либо отдельного одноквартирного жилого дома и (или) не является нанимателем отдельного жилья по месту принятия на учет.

После вступления в силу документа на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в Минском районе не поставят и иногородних, проживших здесь менее 5 лет. Раньше такая норма существовала только для Минска. Также вводится новая норма, предусматривающая нераспространение месячного срока заселения на жилые помещения, предназначенные для отселения граждан из подлежащих сносу жилых домов. Внесение этого дополнения вызвано длительностью процедур передачи в собственность граждан жилых помещений взамен принадлежащих им на праве собственности и подлежащих сносу.

Указом № 543 предусмотрены и категории граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений социального пользования вне очереди. Установлено, что этим правом не смогут воспользоваться инвалиды I и II групп, а также ветераны.

Вместе с тем приятным изменениям смогут порадоваться те, кто пользуется социальным жильем. Срок пользования социальным жильем трудоспособными совершеннолетними членами семьи нанимателя в случае выезда нанимателя на постоянное проживание в другое жилое помещение или его смерти увеличивается до 10 лет (в настоящее время 3 года). Предусмотрено сохранение права пользования жилым помещением социального пользования для трудоспособных членов семьи умершего нанимателя, если при получении такого жилья наниматель произвел отчуждение местным исполнительным и распорядительным органам или другим государственным организациям, предоставившим ему жилое помещение, принадлежащее ему на праве собственности, не только на безвозмездной, но и на возмездной основе.

Принят и ряд других изменений и дополнений.