Земельные аукционы в настоящее время не пользуются популярностью у инвесторов по причине слишком высокой арендной платы, которую необходимо внести инвестору только за право заключение договора аренды земельного участка. Зачастую инвестора не устраивает и целевое назначение земельного участка, под которое он выставляется на аукцион. Поэтому инвесторов будут привлекать налоговыми, таможенными и другими льготами. На это направлен новый законодательный документ, который должен быть подписан главой государства в ближайшее время.

Инвестиционная деятельность в нашей республике - молодая отрасль. Само слово инвестиции стало употребляться примерно в 2002 году. И приблизительно в это же время стала формироваться нормативно-правовая база по инвестициям. Несмотря на то что на сегодняшний день в столице появились крупные инвестиционные проекты, которые «работают» и на основе которых разрабатывается и «шлифуется» соответствующее законодательство, «все равно мы еще находимся в пути, и окончательно четкие и понятные для всех условия работы в этой отрасли до конца не отработаны». Об этом сказал на заседании «круглого стола» «Инвестиционно-строительное развитие г.Минска» Андрей Ясюченя, председатель комитета строительства и инвестиций Мингорисполкома, который проходил в рамках Международной специализированной выставки «Недвижимость и инвестиции – 2009».

Если вначале для реализации инвестиционных проектов в области строительства земельные участки инвесторам предоставлялись по заявительному принципу, а затем победитель определялся по конкурсу на основе балльной системы, которая тоже себя не зарекомендовала по причине того, что при определении победителя во многом присутствовал и субъективный фактор, то сейчас законодательством четко определено, что земельные участки для реализации инвестиционных проектов предоставляются только на аукционной основе. Стартовая цена земельного участка, выставляемого на аукцион, соответствует его кадастровой стоимости, которая в свою очередь зависит от месторасположения участка, наличия объектов инженерной и социальной инфраструктуры и т.д. Однако, по словам А.Ясючени, «инвесторы не особенно охотно идут на аукционы. Это говорит о том, что данная система тоже не очень гибкая и должна совершенствоваться». Председатель комитета строительства и инвестиций привел пример, когда на аукцион для строительства гостиницы выставляется земельный участок площадью 1,5 га вместо требуемого непосредственно для строительства данного объекта участка площадью 10 соток. По мнению архитекторов, именно победитель аукциона должен благоустраивать и содержать территорию, расположенную вблизи объекта. Поэтому под строительство объекта и отводится зачастую такая большая территория. Но инвестор в свою очередь не против благоустроить прилегающую территорию, но платить на аукционе большую сумму денег только за право заключения договора аренды на земельный участок не соглашается.

Об этом говорила на заседании «круглого стола» и начальник управления инвестиций комитета строительства и инвестиций Мингорисполкома Наталья Важник. Она отметила, что ежегодно формируется перечень земельных участков, выставляемых на аукцион под инвестиционные цели. Он размещается на сайте Мингорисполкома. Однако, по ее словам, результаты этой работы показали «абсолютно низкую результативность». И это несмотря на то, что в конце прошлого и начале этого года приняты соответствующие нормативно-правовые акты, направленные на улучшение качества работы с инвесторами в части землепользования и снижения арендной платы за земельные участки. Так, внесены изменения в постановление Правительства № 462, в соответствии с которыми в 2 раза снижены коэффициенты по размеру платы за право заключения договора аренды земельного участка и в 4 раза, если на земельном участке расположены объекты недвижимости, подлежащие сносу в ходе реализации инвестиционного проекта.

Тем не менее, в прошлом году, еще до наступления кризиса, г.Минск был очень привлекательным городом для инвесторов. Как отметила Н.Важник, проведено более 50 встреч с иностранными инвесторами, заключено порядка 30 протоколов о намерениях по их реализации. В рамках протоколов осуществлена презентация ряда проектов, о которых доложено главе государства.

Сегодня есть примеры предоставления земельных участков инвесторам и по решению главы государства (проекты «Минск-Сити», гостиничный комплекс по ул.Интернациональной, застройка территории на месте размещения общежития БГУ для иностранных студентов по пр.Победителей и др.). Но это должен быть крупный инвестиционный проект, который представляет особый интерес для государства. В этом случае готовится указ Президента, по которому земельный участок предоставляется без аукциона. Как правило, в этом случае инвестор имеет определенные льготы при реализации проекта, но предусматривается и дополнительная нагрузка, которая ложится на застройщика. Но в целом, отметила Н.Важник, «результаты этой работы показали, что издание таких актов законодательства не служат ускорению процесса инвестирования в экономику города».

Поэтому, с учетом практики работы с различными инвесторами, подчеркнул на заседании «круглого стола» А.Ясюченя, подготовлен проект декрета Президента, в котором предусматривается на этапе проектирования и строительства объекта предоставлять инвестору преференции и максимальные льготы по налогам, пошлинам и другим платежам. Получив льготы, застройщик в свою очередь обязан своевременно ввести объект в эксплуатацию. В случае если он не обеспечит строительство объекта в нормативные сроки, он может продлить сроки строительства, но льгот по налогам и другим платежам он уже иметь не будет. По окончании строительства и ввода объекта в эксплуатацию инвестор обязан будет обеспечить не только работу объекта, но и все налоговые и иные поступления в бюджет согласно действующему законодательству. Хотя, пояснил председатель комитета строительства и инвестиций, при разработке документа поступали и иные предложения. Например, предлагалось освободить инвесторов бизнес-центров на 15 лет от уплаты того или иного налога. Но это привело бы к созданию разных условий работы субъектов хозяйствования: один - платит налоги, сдает свободные площади в аренду и т.д., а другой – освобожден от налогов. Поэтому декретом Президента определены равные условия работы для всех субъектов хозяйствования после сдачи объекта в эксплуатацию.

Говоря о перспективах работы с инвесторами, начальник управления инвестиций комитета строительства и инвестиций Мингорисполкома сказала, что если в прошлом году инвесторы чаще всего вкладывали средства в строительство многофункциональных комплексов, торговых центров, административных зданий, гостиниц, развлекательных центров, то в этом году интерес к подобным проектам сохраняется, но в связи с осложнением условий работы на рынке недвижимости, ограничением кредитных ресурсов и ростом процентных ставок по кредитам, реализация многих проектов приостановлена. «Но многочисленных отказов в реализации проектов по ранее заключенным протоколам о намерениях нет. У нас все инвесторы хотя бы один проект из предложенных трех обязательно оставляют», - уточнила Н.Важник.

По ее словам, в настоящее время увеличилось количество инвесторов, готовых участвовать в создании гостиничных комплексов. Это обусловлено тем, что в 2014 году в г.Минске будет проходить чемпионат мира по хоккею. Кроме того, активизировались предложения по строительству сети торговых магазинов. «Определены земельные участки, которые мы готовы предоставлять под эти цели. В принципе, - подчеркнула специалист, - мы готовы рассматривать любые предложения инвесторов по инвестированию и строительству тех объектов, которые им интересны, или они необходимы для экономики города».

Как отметил А.Ясюченя, кроме полного сопровождения реализации инвестиционных проектов, специалисты комитета строительства и инвестиций Мингорисполкома курируют строительство жилья в городе и выполнение городской инвестиционной программы. В настоящее время программа насчитывает более 2 тысяч объектов (объекты здравоохранения, физкультуры и спорта, социальные и др.), которые находятся в разной стадии проектирования и строительства, не считая жилых домов и объектов, строящихся за счет средств инвесторов. В этом году только на капитальное строительство данных объектов, включая инженерные сети в новых районах, реконструкцию и расширение улиц, строительство мостов, подземных пешеходов и т.д., выделено 1 трлн. 300 млрд. рублей. бюджетных средств.