В результате 3 из 4 лотов были проданы по цене в среднем на 15% ниже рыночной. При этом довольны оказались все участники сделок, так как проданные квартиры долгое время стояли на рынке, символизируя замороженный капитал продавца.

Как поясняет директор по России и СНГ аукционного дома Lecort Галина Шилина, интуитивно воспринимаемое большинством понятие "рыночной цены" на российском рынке недвижимости сегодня - это цена предложения. По ее словам, до этого момента на рынке недвижимости не существовало механизма синхронизации интересов продавца и покупателя. "Во всем мире балансу этих интересов соответствует аукцион. Как мы убедились сегодня, российский рынок вполне готов к работе с этим инструментом", - отметила она.

По мнению эксперта, в ближайшие два-три года аукционы станут основной формой продажи недвижимости на российском рынке, так как они дают возможность заключить "быструю сделку по привлекательной цене". При этом все происходит открыто и предельно понятно. "Продавец встречается с покупателем на независимой торговой площадке в процессе публичных торгов - и никаких "черных маклеров" или длинной цепочки посредников, которые кого-то с кем-то познакомили", - указывает Г.Шилина.

Генеральный директор агентства недвижимости Seven Hills Property Марина Куликова, в свою очередь, отмечает, что аукционы не станут конкурентами риэлторов и агентов, а скорее наоборот - будут их партнерами. "В настоящий момент, так как аукционы еще только начинают выходить на рынок, они в большей степени нуждаются в риэлторах и агентах. Когда же такой метод продажи объектов станет более популярным, уже риэлторы и агенты будут заинтересованы в аукционах. Такого изменения на российском рынке недвижимости можно ожидать в течение ближайших 5 лет", - считает М.Куликова. По ее мнению, аукционы недвижимости нужны для формирования независимого российского рынка и справедливой цены на объекты продажи.

С этим согласна и управляющий партнер международного агентства недвижимости "Эванс" Анна Левитова. "Аукцион не дает возможности живого общения и контакта, как между агентом и клиентом, однако агенты и аукционы, безусловно, могут быть партнерами. Так, для покупателей-инвесторов агент может выступать экспертом, оценивая привлекательность объекта и определяя максимальную цену, по которой следует его приобрести с торгов. Продавцу агент может помочь с определением минимальной цены, ниже которой недвижимость стоит не продавать и снимать с торгов", - полагает эксперт.

"Сегодня в России с конкурсов и аукционов продается достаточно много федеральных и муниципальных объектов, активов банкротов и т.п. Реализация активов коммерческих компаний также может быть поставлена на поток через аукционы", - добавляет генеральный директор компании Penny Lane Realty Георгий Дзагуров.

Эксперты указывают на западный опыт, где аукционы недвижимости очень развиты. Так, в Австралии с них продается более 80% объектов недвижимости, а в США и Европе - около 40%. "В Австралии вообще первое, что делает собственник, когда собирается продать недвижимость - выставляет на аукцион, чтобы самому убедиться, какой спрос на его предложение", - отмечает Г.Шилина.

При этом, по ее словам, особое место занимают на рынке уникальные объекты недвижимости. "Такие объекты должны продаваться только на аукционе, так как, если объект уникален, очень трудно, а порой невозможно найти информацию об аналогичных сделках, на чем в основном и строятся экспертные оценки. Так принято во всем мире, и, наверное, так должно быть на российском рынке тоже", - считает генеральный директор аукционного дома Lecort.