Отныне сельхозорганизации могут строить жилье для своих работников с привлечение льготных кредитов Белагропромбанка не только в сельских, но и в городских населенных пунктах. Об этих и других новшествах, которые содержаться в указе №256 от 21 мая 2009 года было рассказано на пресс-конференции 3 июня.

В результате принятия указа №256 от 21 мая текущего года организации, занимающиеся сельскохозяйственным производством, расположенные в городских поселках и малых городах, а также филиалы, обособленные подразделения всех сельхозорганизаций, в том числе присоединенные к финансово устойчивым несельскохозяйственным организациям, получили право строить жилье для своих работников не только в сельских населенных пунктах, но и в городских поселениях c населением до 20 тыс. человек. До выхода указа они имели право строить таким образом жилье только в сельских населенных пунктах, рассказала главный специалист управления жилищного строительства Минстройархитектуры Марианна Евтушенкова.

Кроме того, до выхода указа, если дом предоставлялся для проживания работнику сельскохозяйственной организации и не был построен или реконструирован, а куплен организацией за счет льготных кредитов, законодательством не предусматривалось переоформление долга по льготному кредиту на этого работника с последующим оформлением такого жилья в собственность гражданина.

Принятый документ предоставляет право перевести долг по льготному кредиту и оформить в собственность гражданина дом, не только построенный и реконструированный сельскохозяйственной организацией с помощью льготных кредитов, но и приобретенный по договору купли-продажи.

Применительно к указу речь идет о льготных кредитах, которые предоставляются Белагропромбанком в размере до 95% стоимости строительства или реконструкции жилого дома типовых потребительских качеств с учетом стоимости хозпостроек на 40 лет под 3% годовых и с погашением задолженности через 3 года после начала кредитования. «То есть это очень льготные кредиты. Но нужно иметь в виду, что такой кредит предоставляется не гражданину, а сельхозорганизации. Затем такое жилье оформляется как служебное и предоставляется работнику организации по договору найма», - пояснила М. Евтушенкова.

За период с 1996 года, когда был принят указ Президента №346 , в который и внесены перечисленные изменения, за счет льготных кредитов Белагропромбанка сельхозорганизациями построено почти 56 тыс. таких жилых помещений (индивидуальных жилых домов). При этом М. Евтушенкова подчеркнула, что кредиты предоставляются Белагропромбанком, но компенсацию банку потерь от предоставления кредитов на льготных условиях выплачивает государство из бюджета. То есть за этими тремя процентами, под которые банк дает кредит, «стоят, как правило, маржа и разница между ставкой рефинансирования и процентной ставкой, под которую предоставляется кредит». «Это очень большой объем государственной поддержки, особенно если учесть, что кредит предоставляет на 40 лет. Граждане думают, что это банк такой добрый, но на самом деле это государственная поддержка сельхозорганизациям на жилищное строительство на селе», - сказала М. Евтушенкова.

Она также сообщила, что в текущем году в соответствии с постановлением правительства запланировано построить чуть больше 5 тыс. таких жилых единиц общей площадью 385 тыс.кв.метров. Для этих целей запланирован 1 трлн. 78 млрд. рублей льготных кредитов. За 4 месяца текущего года построено 1296 жилых помещений. Для того чтобы понять, много это или мало, М. Евтушенкова озвучила следующие данные.

В текущем году в целом по стране всего запланировано построить 6 млн.кв.метров общей площади жилых помещений. Таким образом, в структуре всего жилищного строительства строительство жилья, осуществляемое сельхозорганизациями с привлечением льготных кредитов, составляет всего 6,4%. То есть это не так уж много. Более того, таких организаций и семей, которые воспользуются предусмотренными указом новшествами, тоже не так уже много.

Так в чем же уникальность принятого указа? На самом деле, как считает представитель Минстройархитектуры, «основная социальная значимость указа состоит в том, что он является ярким примером адресности и социальной ориентированности проводимой в Беларуси жилищной политики». «То есть за миллионами строящихся метров, триллионами рублей, которые идут на финансирование, власти не прошли мимо той проблемы, которая возникала у единичных хозяйств, у единичных домохозяйств. То есть не прошли мимо этой проблемы, увидели ее и решили таким образом, чтобы каждое хозяйство, каждая отдельно взятая семья могли конкретно для себя решить жилищную проблему», - изложила свое понимание значимости указа №256 М. Евтушенкова.

Более того, сегодня, как считает специалист, жилищное строительство на селе выходит на качественно новый уровень и отвечает потребностям современного сельского жителя. Так если еще несколько лет назад строительство домиков на селе представляло собой строительство достаточно невыразительных примитивных 2-3-комнатных жилых строений, то на сегодня Минстройархитектуры утверждено 76 типовых проектов усадебных жилых домов с улучшенными архитектурно-планировочными рениями и потребительскими качествами и еще 7 проектов хозпостроек.

Следует также иметь в виду, что, для того чтобы сельхозорганизация могла перевести на своего работника-жильца долг по льготному кредиту и он смог оформить соответствующий дом в собственность, этот дом нужно вывести из состава служебного жилья. В прошлом году было разрешено выводить из состава служебного жилья только те дома, которые были построены сельхозорганизациями с привлечением льготных кредитов. Указ № 256 дополнил эту норму. И сейчас не только построенные с привлечением льготных кредитов жилые помещения могут быть исключены из числа служебных, то также реконструированные и приобретенные сельхозорганизациями.

И еще дополнение: если раньше только сельхозорганизации наделялись правом вывода построенных за льготные кредиты домов из состава служебных, то после принятия указа №256 это право распространяется и на иные государственные организации, имеющие филиалы или иные обособленные подразделения, осуществляющие предпринимательскую деятельность по производству именно сельхозпродукции и у которых выручка от ее реализации составляет не менее 50% от общей суммы выручки каждого из этих филиалов либо обособленных подразделений. То есть выводить из состава служебного фонда, осуществлять перевод долга по льготному кредиту и оформлять в собственность граждан служебные жилые дома теперь могут не только сельхозорганизации, но и просто организации, которые выпускают сельхозпродукцию.

С какой еще целью принят указ №256? Дело в том, что указ №346, подписанный в 1996 году и в который внесены изменения, распространялся на сельхозорганизации и на строительство ими жилья за счет льготных кредитов Белагропромбанка в сельской местности. Впоследствии этот указ стал распространяться на сельхозорганизации, центральные усадьбы которых находились в городских поселках численностью населения до 20 тыс. человек. Их на момент увеличения нормы было около 60-70 единиц. И в процессе после выхода указа президента № 138 в 2004 году о некоторых мерах по финансовому оздоровлению сельхозорганизаций, когда эти организации реформировались, реорганизовывались путем присоединения к предприятиям других отраслей народного хозяйства, из этих 60-70 сельхозорганизаций (этот процесс меняющийся постоянно) на сегодня где-то 25-30 хозяйств стали филиалами таких организаций. Но ведь люди в этих филиалах остались работать те же. И чтобы их поддержать, был принят указ №256.

Очень важный момент, на который было обращено внимание участников пресс-конференции – это права, которыми могут воспользоваться многодетные семьи при переводе долга на них по льготным кредита. Переводя на себя долг сельхозорганизации, они пользуются такими же правами, как и те семьи, которые самостоятельно получают льготный кредит на жилищное строительство.

Среди семей, проживающих в служебных домах сельхозорганизаций, по словам М. Евтушенковой, есть такие, которые желают получить построенные дома в собственность. Потому что одно дело проживать в служебном жилье, когда у человека есть психологическое беспокойство по поводу того, что можно лишиться жилья, если прерываются трудовые отношения с сельхозпредприятием. Совсем другое – когда человек живет в собственном доме. «Перевел на себя долг, оформил потом в собственность квартиру, и это уже твое жилье», - пояснила представитель Минстройархитектуры.

Стоимость таких усадебных домов разная и зависит от конструктивных особенностей и объемно-планировочных решений. Наиболее распространенная цена – 80-100 млн.рублей.

А в целом по республике стоимость строительства жилья на селе с господдержкой в первом квартале этого года составила где-то 1,8 млн.руб./кВ.м.

М.Евтушенкова в заключение подчеркнула, что в указе нет запретительных норм. В каждом конкретном случае каждая конкретная организация, исходя из сложившихся условий и особенностей, принимает решение совместно с гражданином переводить на него долг по льготному кредиту или нет. Все-таки это собственность предприятия. Оно построило этот дом для своих сотрудников и оно само вправе решать - переводить долг или нет.