Спецэкспортером определена ЗАО «Белорусская нефтяная компания» (БНК). Соответствующий указ №681 А.Лукашенко подписал 28 декабря 2007 года. В документе отмечается, что решение принято в целях повышения эффективности торговли нефтепродуктами.

«Реализация произведенных на территории РБ нефтепродуктов согласно перечню, определяемому Советом Министров РБ, ЗАО «БНК» для поставки их в полном объеме за пределы Республики Беларусь осуществляется юридическими лицами по свободным ценам...», - говорится в документе.
 
Фактически, это означает, что все юридические лица, поставляющие на экспорт произведенные на белорусских НПЗ нефтепродукты, будут обязаны продавать их БНК, а уж последняя будет реализовывать их зарубежным покупателям.
 
Такая же схема экспорта нефти и нефтепродуктов реализована в Венесуэле.
 
Документом предусмотрено, что обороты по реализации нефтепродуктов БНК не будут облагаться НДС, а сами нефтепродукты – акцизами.
 
Госпредприятиям и контролируемым государством ОАО разрешено выступать гарантами, поручителями БНК по возврату кредитов, предоставленных БНК банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями. Документом БНК также освобождается от обязательной продажи валюты, поступившей на ее счета от реализации нефтепродуктов за пределы Беларуси.
 
БНК также вправе производить расчеты в иностранной валюте с резидентами РБ за нефтепродукты, произведенные из нефти, добытой на территории страны.
 
Фактическая госмонополия на экспорт нефтепродуктов начнет действовать с 28 января 2008 года – именно с этой даты вступает в действие сам документ.
 
За формулировкой «повышение эффективности торговли нефтепродуктами» стоит несколько принципиальных моментов.
 
Во-первых, введение единственного спецэкспортера нефтепродуктов позволяет властям полностью и безоговорочно контролировать поступающую в страну валютную выручку на реализованные нефтепродукты. Между тем, наличие этого, казалось бы, единственного канала вовсе не означает, что часть валютной выручки не будет как и ранее оседать на счетах оффшорных прокладок. Хотя сегодня А.Лукашенко в этом явно не заинтересован, что наглядно показала история с инвестором в бурые угли эстонского-финского происхождения Колей Келером – не так уж просто реинвестировать оффшорные деньги в страну, находящуюся под бдительным надзором Госдепартамента США.
 
Во-вторых, БНК будет получать за экспорт валюту, а рассчитываться с поставщиками этих нефтепродуктов..., конечно же, белорусскими рублями.
 
В-третьих, такие условия работы в итоге приведут к ликвидации поставщиков давальческой нефти, поскольку их возможности будут ограничены поставками нефтепродуктов на внутренний рынок, который для давальцев уже давно закрыт. И, хотя в концерне «Белнефтехим» успокаивают, что, мол, «пока» давальцам нечего беспокоиться, цену белорусского «пока» уже знает весь мир.
 
В итоге давальцы предпочтут уйти с неинтересного для них белорусского рынка, можно сказать, по собственному желанию, что позволит властям избежать обвинений в закрытии своего рынка, и в первую очередь от российских компаний.
 
Возможны возражения, что Беларусь не справится без давальцев, и что прошедший 2007 год –показательный тому пример.
 
Действительно, в начале 2007 года белорусский режим не ожидал изменений в условиях поставок российской нефти и не был готов к работе в этих условиях, что позволило давальцам на протяжении длительного времени постоянно диктовать свои условия белорусскому правительству. Речь идет, в том числе и о бюджетных компенсациях российской экспортной пошлины поставщикам давальческой нефти. Отказаться от давальцев белорусские власти не могли по банальной причине – не хватало собственных валютных (!!!) оборотных средств для обеспечения непрерывной загрузки белорусских НПЗ. Перерабатывая до 22 млн. тонн нефти в год, Беларуси с учетом 3-х месячного цикла возврата вложенных средств (оплата за экспортируемые нефтепродукты) и цены на нефть в пределах 400 долларов США за тонну необходимо иметь около 2 млрд. долларов США «стартового капитала». Таких свободных денег в 2007 году у А.Лукашенко не нашлось. Но полученный в декабре 2007 года российский стабилизационный кредит в 1,5 млрд. USD позволил белорусским властям решить самую насущную проблему прошлого года.
 
А потому и ставка по предоставленному на 15 лет кредиту LIBOR + 0.75% вполне приемлема для белорусских чиновников. Требования давальцев обходились режиму значительно дороже, но теперь уже и они не нужны белорусским властям.