Постановлением Совмина от 13 января №47 внесены изменения в постановление Совмина от 30 мая 2003 г. №724, которым утверждена «Система государственных стандартов по обслуживанию населения», обязательных для  использования в организациях всех форм собственности.

В связи с введением в прошлом году норматива потребления воды в пределах 140 литров на человека в сутки, изменены социальные стандарты водопотребления.

В частности, для граждан, проживающих в жилых домах, оборудованных централизованным водоснабжением и канализацией, снижены нормы обеспечения холодной водой  с «не менее 180 л» до «не менее 140 л», в том числе горячей водой – с «не менее 90 л» до «не менее 70 л» на человека в сутки. Говоря по-простому, предоставление потребителям воды (холодной и горячей) ниже указанной нормы, запрещено, свыше – не обязательно.

Причем новый норматив «определен исходя из среднего фактического водопотребления населением в квартирах, оборудованных индивидуальными приборами учета расхода воды, и обеспечивает комфортные условия проживания», написано в социальном стандарте. Между тем, раньше фактическое потребление воды составляло 180-200 л на человека.

Выходит, что, как только почти во всех квартирах многоквартирных домов были установлены счетчики воды, и жильцы этих домов получили возможность максимально экономить воду, фактический объем потребления уменьшился до 140 л.

Все было бы ничего, но установление стандартов по обеспечению горячей воды в пределах 70 л в день на человека, может стать основой для установления в последующем лимита на горячую воду, а точнее – на ее подогрев, аналогично тому, который введен на холодную воду в прошлом году. То есть за подогрев 70 л воды на человека в сутки (2,17 куб. м в месяц), население будет платить  по тарифу, а за подогрев воды сверх лимита (то есть сверх 2,17 куб. м на человека в месяц) – по себестоимости. Сегодня подгорев воды оплачивается по тарифам, не зависимо от объема горячей воды, потребленной человеком за месяц.

Напомним, что температура горячей воды, которая льется из крана, должна быть не менее 50 градусов. Это социальный стандарт. Если температура меньше, то нужно обращаться в местный ЖЭС или другую обслуживающую организацию.    

Социальный стандарт отопления жилых помещений остался на прежнем уровне – не менее 18 градусов в помещении. Если температура ниже, то обслуживающая организация должна принять меры для доведения температуры в помещении до нужного уровня. Если это не будет сделано, то зафиксировав актом в присутствии работника ЖЭСа факт невыполнения социального стандарта, можно требовать  перерасчета размеров оплаты за соответствующие услуги. Этот также повод  для  утепления наружных стен, замены окон и т.д.

Постоянно низкая температура в жилом помещении может стать основанием для его перевода из жилого фонда в нежилой, причем независимо от того, на каком этаже многоквартирного дома помещение находится.

Кроме того, указанным выше постановлением Совмина внесены изменения в социальный стандарт по охвату «населенных пунктов общественным транспортом (с учетом железнодорожного и внутреннего водного транспорта в навигационный период)». Если раньше в центральные усадьбы сельских советов и сельскохозяйственных организаций (бывших колхозов и совхозов) должны были ходить рейсовые автобусы «не менее 4 дней в неделю (по 2 оборота в день)», например, утром и вечером, то сейчас «не менее 16 рейсов в неделю». То есть количество рейсов в одну и другую сторону не меняется, но может быть изменено количество дней, в которые те же автобусы или, например, маршрутки будут ходить в конкретный населенный пункт.

Аналогичным образом конкретизируется минимальное количество рейсов для агрогородков с населением более 1 тыс. человек: было «ежедневно (по 2 оборота в день)», теперь – «не менее 28 рейсов в неделю».

При этом в 2 раза уменьшается обязательный уровень транспортной обеспеченности населенных пунктов, в которых имеется не более 30 дворов.

Раньше, если в деревне было 10 и более дворов, то тот же автобус должен был в нее ходить «не менее 2 дней в неделю (по 2 оборота в день)», например, по субботам и воскресеньям утром и вечером. Сейчас этот норматив звучит несколько иначе – «не менее 8 рейсов в неделю». Но распространяется этот норматив на деревни, в которых имеется более 30 дворов – то есть 31 двор, 32 двора и так по порядку.  

Если же в деревне имеется от 10 до 30 дворов – например 30, 29, 28 ,… 11, 10 дворов, то в такую деревню должно выполняться как минимум 4 рейса (автобуса или маршрутки) в неделю. Например, в субботу утром – туда и обратно, и в воскресенье вечером – туда и обратно.

Эти нормы следует учитывать при покупке домика в деревне. Например, если в деревне штук 8 дворов, и она не является усадьбой сельского совета или  бывшего колхоза или совхоза (ныне – сельхозпредприятия), то автобус в эту деревню никогда не пустят. А вот если рядом расположены 2-3 деревни по 8 дворов, то властям придется организовать в их сторону хотя бы по 2 автобусных маршрута в неделю.

Кстати, выделение земельных участков для строительства индивидуального строительства в малонаселенных деревнях может стать основанием для организации в этих деревни дополнительных рейсов общественного транспорта.

Также отметим, что если рядом с населенным пунктом находится садоводческое товарищество (лучше, когда несколько), то это может ускорить решение вопроса о выделении дополнительных рейсов общественного транспорта к этому населенному пункту. Потому что указ от 28 января 2008 года №50 обязывает Совет министров совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом принять меры по «созданию транспортной, торговой и иной необходимой инфраструктуры в местах расположения нескольких (трех и более) садоводческих товариществ».