Нет смысла перечислять и пересказывать все заявления, сделанные в последний месяц чиновниками в поддержку граждан, заключивших кредитные договоры и вступивших в строительство, но лишенных права на льготное кредитование указом №13. Но их не мало, что придает уверенность в том, что вчерашним льготникам дадут возможность достроить квартиры в соответствии с указом №185, по которому они заключали кредитные договоры. 
 
Председатель Комитета Госконтроля, министр архитектуры и строительства, председатель Правления Национального банка -- эти и другие представители различных госорганов неоднократно говорили о готовящемся проекте указа, который должен будет исправить огрехи указа №13. Но почти никто из них не взял на себя смелость публично обрисовать проблемы, которые породил указ №13.  Это сделал начальник управления жилищного строительства Министерства архитектуры и строительства Александр Горваль во время круглого стола 6 апреля в редакции "Народной газеты". 
 
"Мы, как представители именно строительной отрасли, считаем, что докредитовать всех заключивших договоры на получение льготного кредита весьма рационально, так как это позволит избежать долгостроев, которые появляются из-за того, что не у каждого будущего жителя того или иного строящегося дома есть возможность платить вовремя за его строительство. Когда часть граждан платит за строительство, а часть нет, то затягиваются сроки сдачи объектов в эксплуатацию», -- цитирует А. Горваля БЕЛТА. В этом комментарии чиновника, как нельзя четко изложена позиция Министерства архитектуры и строительства, областных и Минского горисполкомов относительно того, почему нужно докредитовать вчерашних льготников.  
 
Получается, что указ №13 затронул интересы не только граждан, но и стройкомплекса. Если не будут докредитованы бывшие льготники, то в Беларуси вырастет число долгостроев. Это, во-первых. Во-вторых, строительные организации лишаются возможности увеличивать стоимость строительства квадратного метра пусть даже в соответствии с ростом индекса роста стоимости строительно-монтажных работ, который ежемесячно утверждает Министерство экономики.   
 
Льготные кредиты, начиная с 1996 года, были тем источником, который компенсировал все издержки жилищного строительства: и рост цен на энергоресусры стройматериалы, и плановый рост заработной платы, и неэффективность строительного производства, и низкую производительность труда, и низкую платежеспособность населения. И теперь все эти проблемы обнажились. 
 
Ситуацию усугубило то, что запланированные на текущий год льготные кредиты по требованию главы правительства были расписаны по объектам исходя из степени их готовности и остаточных затрат, необходимых на достройку. Облисполкомы и Мингорисполком выступили против жесткой привязки льготных кредитов к конкретным объектам, но правительство настояло на своем и утвердило это распределение постановлением. Но прошло три месяца и стало понятно, что льготных кредитов не хватит. И это еще один плюс в пользу необходимости увеличения объемов льготного кредитования. 
 
Вместе с тем, как пишет БЕЛТА, Александр Горваль во время круглого стола подчеркнул, что указ №13 о льготном кредитовании жилья формировался исходя из финансовых ресурсов страны, которые можно направить на строительство жилья. "Докредитование всех заключивших договоры потребует дополнительных средств, и если экономические возможности у государства для этого будут, органы финансового управления страны примут соответствующее решение", - цитирует чиновника информационное агентство. 
 
Сколько нужно денег на докредитование, озвучила на прошлой неделе журналистам председатель Правления Нацбанка Надежда Ермакова – около 2 трлн. руб. Она же сообщила о том, что как только будут найдены источники для докредитования, сразу же будет подписан указ о внесении изменений в указ №13. 
 
Но не только в этом проблема. Указ №13 поставил в одинаковые условия всех претендентов на льготные кредиты, имеющих в собственности какое-либо жилье независимо от того, какого качества это жилье и где оно находится. Такая уравниловка ущемляет права тех очередников, которые имеют в собственности жилье низкого качества – например, дом в деревне без удобств, который достался от родителей, дедушки, бабушки или был приобретен в качестве дачи. Красная цена такому дому может быть несколько тысяч долларов. Но и такая собственность может стать основанием (если по указу №13) для лишения очередника права на получение льготного кредита.    
 
В проекте указа, который уже якобы подготовлен, по идее должны быть учтены и эти моменты. 
 
Так или иначе, компания за усовершенствование новых правил льготного кредитования 
вошла в активную фазу, что дает уверенность в том, что людям, оказавшимся за боротом указа №13, не стоит спешить выходить из тех же ЖСПК. Но это вовсе не означает, что нужно успокоиться и ждать. Пару писем в адрес Минстройархитектуры, Комитета Госконтроля   с описание возникшей проблемы не станут лишними. Особенно, когда застройщик или генподрядчик позволяет себе излишнюю вольность при установлении процента готовности дома, остаточной стоимости строящегося объекта или суммы доплаты за уже выполненные работы. 
 
Напротив, чем больше у госорганов будет негативной конкретики, тем больше окажется аргументов в пользу докредитования, тем быстрее будет решен вопрос с дополнительным финансированием жилищного строительства. Полезно в этой ситуации обратиться с соответствующим письмом в Палату представителей или к депутату, представляющему ваш округ.