- Стихийное явление 60-х гг. XX века под названием лофт постепенно трансформировалось в нечто большее, обладающее качествами стиля, - объясняет архитектор, номинант премии INTERIA AWARDS 2011 года Александр Кратович. - Интерьеры в стиле Лофт, зачастую овеянные  славой громких имён художников, становились желанными для богатой публики. Они стали  появляться не только в брошенных промышленных зданиях, но и стилизоваться «под лофт».

В своей основе лофт прост и демократичен. Поэтому, чтобы придать статус  интерьеру, богатые владельцы  размещали в нем ценности баснословных стоимостей: аутентичную мебель эпохи раннего модернизма, приобретенную  на аукционах за сотни тысяч долларов, а также произведения актуального искусства, купленные за десятки миллионов долларов.

- Такой интерьер стал признаком хорошего тона и впоследствии получил широкое распространение во всем мире, - рассказывает Александр. - Максимальной популярности он достиг в 90-х.

В 2002 году Александр Кратович оформил жилье в одном из минских домов всеми «железными» атрибутами фабричной постройки.  

- В основе этого объекта объединено 6 квартир. Заказчик хотел современный интерьер, а тогда на пике были интерьерные решения  в стилистике лофта, - вспоминает Александр. - Кстати, между архитекторами был проведен конкурс. Среди участников был даже один итальянец, - улыбается архитектор.

- Когда я посмотрел на план помещений, то оказалось, что квартиры стоят на углу дома. Между одной частью квартиры и второй возникло некое противоречие. Я начал думать, как это можно исправить или использовать. Возникла идея сделать пересечение этих геометрических направлений. Благодаря этому в каждом помещении появились косые элементы.

- Выступы, образовавшиеся из-за снесенных стен, были прикрыты так называемыми «перьями». Они перекрывают остатки от стен и придают интерьеру качество деконструктивизма.

Стены облицованы одним из главных атрибутов лофта – кирпичом.

Оформление грубого, неотесанного кирпича большим количеством произведений искусства – естественное явления для жилья такого рода.

Для лофта характерны элементы в виде легких перегородок из фанеры, металла или легких бетонных блоков, крашеные или наливные полы, и, конечно же, яркие цвета.

- Естественно, в доме много света. На фото можно увидеть так называемый млечный путь.

- Есть светильник мощностью 500 Вт, зеркальные отражатели, мощный прожектор на 1000 Вт. Он светит отраженным светом. Как солнце.

На крыше расположена терраса. Квартира связана с ней винтовой лестницей.

В плоскости пола террасы имеется автоматический шлюз, который открывается в сторону.

На террасе расположена кухня с душевой, бассейн, ночной кинотеатр.

И камин. Под небом голубым.

Тем не менее, лофтовые интерьеры в Беларуси распространения не получили. Для этого, по мнению Александра Кратовича, есть целый ряд причин.

Во-первых,  у нас нет фонда брошенных промышленных зданий, а если и есть, то они сразу сносятся.

- Возле гостиницы «Беларусь» находилось исключительной красоты по своему силуэту маленькое здание хлебозавода, построенное в середине XIX века. Его планировали приспособить под молодежный культурный центр (был даже архитектурный конкурс), такое «Троицкое предместье» в миниатюре. Снесли! – сокрушается архитектор. - Возле цирка был памятник большой исторической и культурной ценности – первая в истории страны электростанция, исполненная в неоготическом стиле. Художественная общественность вынашивала планы создать там музей современного искусства по типу Лондонского музея «Тейт Модерн»,  тоже расположенного в здании бывшей электростанции или по типу музеев современного искусства в Брюсселе, Барселоне, Москве (знаменитые «Гараж» и «Винзавод»). Тоже снесли!

Во-вторых, менталитет наших заказчиков.

- Все мы выходцы из Советского Союза с его эстетической убогостью. Поэтому нашим людям претит красота аутентичности, функциональности, брутальности. Старые вещи всегда было принято выбрасывать, да и эстетики в них не было. Поэтому, ценность «винтажа» в них  весьма  относительна.

В-третьих,  для лофта, как уже было сказано, характерно активное присутствие актуального искусства.

- А, как известно, к современному искусству  у нас тоже особое отношение. Большинство его просто не знает и не принимает, - заключил Александр. - Но не стоит волноваться. Время лофта уже позади. Осталось только сожалеть, что он прошел мимо нас.

Фото предоставил Александр Кратович

Материал по теме: Лофт: красивая жизнь в заброшенной фабрике