Александр Лукашенко поручил правительству и Нацбанку срочно разобраться с квартирной очередью и особенно с фактами сдачи в наем квартир, построенных с государственной поддержкой. 

По словам президента до 2 апреля надо протрясти всю очередь, кто и на каком основании в ней числится, а также выборочно проверить как используется построенное за льготные кредиты квартиры. И пока эта работа не будет сделана,  «ни копейки денег не давать, квартир не давать». «Достройте то, что обещали, и проверьте, кто сдает — не сдает. Сдал в аренду — заберите у него квартиру! А то у него есть где жить, а мы ему, государство, еще вторую квартиру построили, он ее отдает под найм и зарабатывает по 200, 300, а то и 500 долларов в месяц в Минске. Вот это достройте, а дальше — ни одного объекта. Ни одного, пока не будет уточнена очередь! Головой отвечаете за всю страну, в том числе за губернаторские фонды и областные бюджеты!" — заявил А. Лукашенко, обращаясь к М. Мясниковичу.

О том, что А. Лукашенко – личность эмоциональная, знают все. И в истории его президентства уже не раз звучали всякого рода угрозы, но чаще всего они не реализовывались.  А если и материализовались, то в измененном виде. Условно говоря, казнь заменялась домашним арестом, экспроприация временным ограничением и т.д. 

Чего же следует ожидать на сей раз, и как растолковать прозвучавшие в адрес льготников и очередников угрозы? Президент решил в очередной раз попугать распоясавшихся льготников? Над вчерашними льготниками нависла реальная угроза лишиться жилья? Или же власти нашли способ обосновать сокращение льготного кредитования ввиду отсутствия на эти цели бюджетных средств?

С марта следующего года белорусы начнут жить по новому Жилищному кодексу, который 28 августа подписал глава государства и который вступает в силу через полгода после подписания. Но в Кодексе, несмотря на всю его новизну, не предусматривается право властей отнимать у человека квартиру, которую он построил или приобрел с привлечением льготного кредита (одна из форм господдержки) и теперь сдает внаем, дабы вернуть взятый кредит.

В кредитном договоре, который льготник подписывает с банком, тоже нет пункта, который бы запрещал построенную за льготный кредит квартиру сдавать внаем. На продажу ограничение есть: в течение нескольких лет после погашения кредита такую квартиру можно продать только местному исполкому. А на сдачу внаем – нет.

Более того, законодательство разрешает сдавать в аренду государственную квартиру, в которой гражданин проживает по договору найма. Исключение составляют государственные квартиры социального использования, служебные и специального назначения (фактически служебные). Их нельзя сдавать по договору субнайма.  

Чем будут руководствоваться власти, отнимая у гражданина квартиру, которую он с привлечением льготного кредита приобрел или построил в частную собственность? Чтобы требование президента стало реально выполнимым, придется вносить соответствующие изменения в законодательство.

Опять же не понятно, в течение какого периода после получения льготного кредита владелец квартиры не должен будет сдавать ее в аренду?

Возникают и другие вопросы.

При предоставлении льготного кредита платежеспособность претендента определялась и определяется с учетом совокупного дохода не только его собственной семьи, но также близких родственников. Но при этом все (и чиновники, и банкиры) прекрасно понимали и понимают, что возвращать кредит будут не родственники, а сам льготник. Но из каких доходов, если заработной платы хорошо если хватает только на продукты питания и оплату коммуналки? Кроме того все (и чиновники, и банкиры) всегда знали, что основным источником погашения кредита станет построенная за тот же кредит квартира. Льготник будет по-прежнему ютиться на общей кухне с родителями, а построенная с господдержкой квартира будет отрабатывать долги. Причем до сегодняшнего дня всех эта схема устраивала. Или, например, многодетная семья строит две квартиры на одной лестничной площадке. Понятно, что в двух квартирах семья, в которой нет совершеннолетних детей, жить пока не будет. Разумно сдать одну из них, пока хотя бы один из детей не повзрослеет и не заведет семью.      

Более того, не желая иметь проблемы с налоговыми органами, люди в Беларуси все больше стараются сдавать жилье официально -- по договору и уплачивая налог.

Что будет, если требование президента – не просто слова? В этом случае не сложно предположить, что арендодатели-льготники начнут массово уходить в тень, дабы не лишиться жилья, построенного за льготный кредит. А это путь к криминализации рынка аренды. Снова увеличится число обманутых арендодателей и арендаторов. Но самое главное -- начнут расти арендные ставки. В результате выиграют те, кто выигрывает всегда?

Вполне возможно, квартиры у бывших льготников отнимать не будут. Но сам факт, что построенные с господдержкой квартиры, используются людьми в коммерческих целях, а не по прямому назначению, может рассматриваться властями и как повод и как объяснение причин дальнейшего сокращения объемов льготного кредитования жилищного строительства. Почему объемы господдержки сокращаются? Потому что эта господдержка используется не эффективно, то есть на поддержку нечестных граждан.

К слову, в первые годы своего президентского правления А. Лукашенко пару раз заявлял о необходимости изъять у богатых их виллы, построенные вокруг Минска и отдать на благие цели – то есть простым людям. Но эти заявления не были претворены в жизнь. Если не считать случаев конфискации имущества у чиновников, директоров предприятий или бизнесменов, которые попадали на скамью подсудимых за взятки, воровство и другие нарушения законодательства.

Возможно, и на сей раз обойдется. Хотя, если правительство получило задание, то наверняка постарается его каким-то образом выполнить. Самый простой способ выполнить поручение, чтобы при этом не пострадал институт частной собственности, -- вписать соответствующие ограничения в правила предоставления льготных кредитов, а также предусмотреть, что право собственности на льготную квартиру человек может оформить только после погашения льготного кредита.

То есть человек, принимая помощь от государства должен заранее знать, что он может, а что не может. А ограничивать в правах людей, которые уже воспользовались господдержкой, не предупредив, что их ждет впереди, -- во всяком случае, не справедливо.

А что будет с теми квартирами, которые тоже построены с господдержкой но не используются вообще, потому что у их хозяев-бывших льготников нет денег на то, чтобы сделать в них ремонт? Их тоже будут изымать?