Исторический центр столицы, старые церкви, деревянные и кирпичные постройки, здания, которые пережили войну или объекты, восстановленные из руин – все это охраняется по закону. Объектам придано значение историко-культурной ценности, а на самих зданиях размещены охранные доски единого образца в виде барочного щита с гербом Беларуси и соответствующим текстом.
На деле же история охраняется не так строго и трепетно. Многие объекты нещадно переделываются, одни частично теряют свою аутентичность, другие полностью теряют свой внешний вид и былую ценность. Как, например, здания в Орше по улице Минской и Замковой, где приделать еще два этажа к историческому наследию или немного изменить его внешний вид оказалось проще простого. Однако на зданиях после такой реконструкции оставили табличку об охране и их статусе историко-культурной ценности.
Дом в орше по улице Минской. Фото: orsha.eu 2014 г.
Дом в Орше по улице Замковой. Фото 2014г. и 1950 гг.
- К сожалению, в Беларуси нет реставрации. Реставрация, как вид работ, обозначена только в законе об охране историко-культурных ценностей, - поясняет ситуацию председатель Белорусского добровольного общества охраны памятников и культуры Антон Астапович. – Закон формирует определенные положения на декларативном уровне и все это раскрывается в подзаконных нормативно-правовых актах. Это постановления Совмина, Министерства архитектуры и строительства, Министерства культуры и других, а также в технических нормативно-правовых документах, которые разрабатываются учреждениями в ведомстве Госкомстандарта. Однако у нас до сих пор отсутствует технический нормативно-правовой документ, который предусматривает порядок проектировки на объектах историко-культурной ценности. Представьте себе, у нас просто правовой вакуум в области реставрации, однако разработаны технические документы по реконструкции и по другим видам работ, которые чудесно кладутся на любые объекты, кроме объектов историко-культурной ценности.
В результате, из-за отсутствия положенной документации, и какого-то безразличного отношения к нашей истории, в различных городах Беларуси можно наблюдать своеобразное уничтожение исторических объектов, их перестройку и полное изменение вида. Чего стоит один только Лидский замок, фотографии условной реконструкции которого появились в Интернете еще три года назад, когда редкие посетители отмечали странные бетонные конструкции, ставшие лестницами и современные кирпичи, которые даже не пытались стилизовать или адаптировать к постройке XIV века.
Реконструкция Лидского замка. Фото: vandrouka.by 2012г.
Если такое сделали с замком, который является визитной карточкой страны, то что же можно говорить о жилой застройке, которая не просто не реставрируется, а нещадно уничтожается, как это случилось с домами в историческом центре Бреста, многие из которых были снесены, а другие перестроились. Это, например, касается исторических строений по улице Советской, 43-47, которые переделывают под гостиницу «Марриотт». По сути, от зданий остается только фасад, а все остальное – обычный новодел. В свое время жители Бреста выступили против такого строительства, однако заказчик выиграл дело в суде.
Строительство отеля "Марриотт" в Бресте. Фото Вечерний Брест 2014 года и опубликованный в 2013 году проект
Здесь следует упомянуть подпункт 5.8 статьи 36 Закона РБ «Аб ахове гісторыка-культурнай спадчыны Рэспублікі Беларусь», согласно которому реконструкция – это комплекс мероприятий по улучшению технического состояния и функциональных особенностей материальных историко-культурных ценностей с допущением частичных изменений их конструктивных и несущественных физических свойств, которые не ведут к их изменению.
А в это же время есть работы намного сложнее реконструкции – регенерация, реставрация, раскрытие как, например, при выполнении работ в Архикафедральном костёле Пресвятой Девы Марии в Минске.
Исторический центр столицы без своей истории
Однако следует отметить, что в плане реставрации Минск не сильно ушел вперед от других городов Беларуси. Исторический центр города здесь переделывался, хотя архитекторы все же попытались вписать в него новые объекты так, чтобы они не сильно выделялись из общей застройки.
- Если говорить про позитивные примеры, то да, они у нас есть, - говорит Антон Астапович. - Это не столько реставрационные работы или работы по реконструкции объектов ИКЦ, а непосредственно восстановленные объекты. Объекты, которые по какой-либо причине были полностью уничтожены и теперь восстановлены вместо потерянных. Тут мы находимся на нормальном общеевропейском уровне. Например, восстановление в 2003 году городской ратуши. Да, она из нового материала, и построена по существующим нормативам, но целиком восстановлена морфология объекта, полностью восстановлена планировочная структура и объект, даже если он из нового материала, является чудесным памятником градостроительства.
Другой такой пример – непосредственно церковь Святого Духа, где открылась детская филармония.
- Но если брать другие объекты, которых большинство. И в первую очередь это рядовая застройка: жилая, общественная, производственная архитектура, - то там происходят негативные процессы и очень часто необратимые, - продолжает наш собеседник. - То есть работы производятся в таком режиме, что даже перекрывается перспектива проведения научных работ на объекте в дальнейшем. Обратим внимание на исторический центр Минска. Это комплексная историко-культурная ценность. Там, где под защитой государства исторические планировочные структура: здания, ландшафты и культурный пласт. Несмотря на то, что даже градостроительный ТКП предусматривает на исторических территориях, зонах охраны, обновления планировочной структуры, обновление не только знаковых доминантных объектов, но и обновление рядовой застройки, у нас даже это не соблюдается. Например, исторические объекты на Немиге, напротив торгового дома, объект, который до этого времени называется паркингом, но по факту это большой торгово-офисный центр. Или объекты от улицы Комсомольской до Городского вала, они не кладутся ни в какие режимы, даже градостроительного ТКП. Сколько раз поднимался вопрос о незаконности, но наши правоохранительные органы не хотят видеть там никаких нарушений. У нас почему-то желание инвестора и желание чиновников выше действующего законодательства. И как я всегда обозначаю, это говорит о глубоких коррупционных процессах. По крайней мере, на уровне города Минска.
Помимо этих объектов, большие претензии у специалистов к Верхнему городу. Основным и самым ярким примером является ансамбль бывшего монастыря бернардинцев. Здесь можно наблюдать яркий пример, когда в результате реконструкции уничтожается аутентичность в объекте историко-культурной ценности. Работы были проведены в таком режиме, что сам корпус XVII века потерял множество аутентичных элементов, которые были уничтожены как в интерьере, так и по фасадам. Уничтожена внутридворовая застройка, зато создана новая не в режиме восстановления, которая нарушает историческую планировочную структуру. Об этом говорят не только эксперты, но и сами минчане, гости столицы и туристы отмечают «странности» в такой исторической застройке.
А это уже более современный вариант, когда с высоким потолком с лепниной решили ничего не делать, а просто значительно уменьшить высоту этажа и полностью скрыть из виду. Здание находится по улице Кирова, вплотную прилегает к ТЮЗу и является Национальным центром художественного творчества детей и молодежи.
Зачастую, вопрос реконструкции или реставрации объектов упирается не только в техническую, но и материальную базу. Множество объектов просто разрушаются, а затем, из-за аварийного состояния их сносят. Однако опыт других стран говорит, что иногда лучше законсервировать и оставить объект в назидание потомкам, как это произошло с Вильгельм-кирхе в Берлине, которую окружают замечательные отреставрированные строения, чем изменять вид истории.
Мемориальная церковь кайзера Вильгельма. Фото holidaygid.ru 2013г.