О регулировании правовой стороны взаимодействия заказчика и подрядчика и о новых главах договора подряда начальник юридического отдела Министерства архитектуры и строительства Антонина Петрушина рассказала на форуме-«круглом столе» компании EventMedia «Судебная практика по договорам строительного подряда».

Действующая с осени прошлого года новая редакция «Правил заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда» утверждена постановлением Совета министров №875 от 30 июня 2011 г. «При разработке документа пытались учесть все точки зрения, все пожелания, чтобы было легко работать. Однако только практика применения покажет, какие возникнут вопросы. Сегодня необходимо четко подходить к процессу заключения договора, четко определять его условия», – подчеркнула в начале своего выступления Антонина Петрушина.

Перечень документов

В правилах предусмотрен примерный перечень документов, которые должны быть у заказчика и у  подрядчика перед заключением договора с заказчиком. У заказчика должна быть разрешительная документация: документы подтверждающие его право на землю, протокол согласования выбора победителя торгов, утвержденная проектная документация и другие документы.

Что должно быть у подрядчика? Раньше подрядчик должен иметь лицензию на строительство. Но с прошлого года лицензирование строительной деятельности в Беларуси отменено. Поэтому у подрядчика должны быть аттестованы специалисты. Есть инструкция о порядке аттестации, где определено, что аттестация специалистов проводится не менее 1 раза в год, пояснила А. Петрушина.  По ее словам, сейчас Министерством архитектуры и строительства прорабатывается вопрос об уточнении правил аттестации. Потому что не определено, сколько аттестованных специалистов должно быть у подрядчика при заключении договора с заказчиком.

Кроме того, у подрядчика должны быть документы, которые подтверждают наличие: строительных машин и механизмов, необходимых для выполнения работ, системы контроля качества, системы производственного контроля, системы охраны труда и т.д.

При проведении подрядных торгов у заказчика есть право выставлять к подрядчику и другие  требования, если это не противоречит законодательству.

Существенные условия 

В новых правилах заключения договора строительного подряда изменены «существенные условия договора». В частности, появились новые условия, которые ранее не относились к существенным условиям. Например, в договоре должно быть указано, подрядчик будет выполнять работы собственными силами или будет привлекать субподрядные организации. Ответственность сторон, обязанности заказчика и подрядчика, порядок обеспечения объекта строительства проектной документацией  теперь тоже относятся к существенным условиям.

Если строится многоквартирный жилой дом, то там, по словам специалиста Минстройархитектуры, могут быть и другие существенные условия: например, порядок внесения денежных средств, порядок их возврата и другие.

Сроки строительства

Изменился порядок переноса сроков строительства. Раньше перенос сроков разрешался в  исключительных случаях. Если стороны по каким-то уважительным причинам не могли уложиться в сроки, то они обращались в Минэкономики и Минстройархитектуры за изменением  сроков.  

Теперь этот порядок изменился. Если объект включен в государственную инвестиционную программу, то за изменением сроков нужно обращаться в Минстройархитектуры и Минэкономики. В остальных случаях, в том числе при строительстве жилых домов, нужно обращаться в местный исполком, на территории которого ведется строительство.  

После согласования вносится дополнительное соглашение в договор строительного подряда и в последствии нужно получить разрешение в органах стройнадзора за продлением срока строительства.

«Если не согласован измененный срок строительства объекта, то стороны обязаны завершить строительство объекта в сроки установленные договором подряда», -- подчеркнула А. Петрушина. Если стороны не укладываются, то могут наступить следующие последствия. Например, заканчивается разрешение на производство строительно-монтажных работ и это уже может расцениваться как самовольное строительство без разрешения на строительство.

Если меняется проектная документация или возникает потребность в дополнительных работах, то в договор подряда вносятся соответствующие изменения и согласовываются новые сроки окончания строительства.  

Права и обязанности

Что касается прав и обязанностей, то они не претерпели каких-то существенных изменений. Например, заказчик должен представить земельный участок, если требуется по условиям строительства, проектную и разрешительную документации, материалы поставить, если эта обязанность возложена на заказчика, провести испытания материалов,  создать геодезическую разбивочную основу и т.д. Подрядчик обязан выполнить работы, обеспечить качество,  устранить выявленные дефекты и недоделки, обеспечить охрану ресурсов, которые находятся на строительной площадке. Он не должен применять материалы не надлежащего качества. Если подрядчик обнаружил некачественные материалы, то должен приостновить работы и предъявить материалы заказчику. И другие обязанности.

Могут ли заказчик и подрядчик заключить договор подряда по своему усмотрению, если объект финасируется без участия бюджетных средств?

Оказывается, нет.  «Когда мы готовили правила, то предлагалось, чтобы распространить только на бюджетное финансирование. Но все, в том числе и суды, настояли на том, что  правила должны применяться ко всем субъектам», -- пояснила специалист Минстройархитектуры. При этом она добавила, что договорные отношения между заказчиком и подрядчиком при их согласии могут регулироваться путем применения международных типовых контрактов Международной федерации инженеров-консультантов (FIDIC) с учетом необходимости соблюдения требований законодательства. Но это если объект полностью финансируется за счет иностранных инвестиций.

Авансовые платежи

Новые правила добавили в договор подряда новые главы. Например, – порядок организации выполнения работ. Заказчик обязан подготовить строительную площадку и предоставить подрядчику для выполнения работ.

Еще одна глава -- расчеты за выполненные работы. Могут выдаваться текущие авансы до 50% при бюджетном финансировании (для других источников финансирования ограничения нет) или целевые авансы на приобретение материальных ресурсов. В приложении к правилам приводится перечень материальных ресурсов, на приобретение которые могут выделяться целевые авансы. Но правила авансирования для бюджетных строек планируется изменить. В частности предлагается увеличить размер аванса с 50 до 70% и расширить перечень материальных ресурсов, на которые могут выдаваться целевые авансы. Соответствующий проект уже разработан Минстройархитектуры. Облисполкомы и Минэкономики его уже поддержали. Остается решить вопрос с Минфином, сообщила А. Петрушина.     

Приемка и гарантийный срок 

Что касается порядка приемки объекта в эксплуатацию, то он утвержден постановление №716 от 6 июня 2011 года. Постановлением утверждено соответствующее положение и  утвержден перечень органов, которые дают заключение при приемке объекта. Приемке подлежат почти все объекты после строительства, реконструкции, капитального ремонта, за исключение садовых домиков и хозпостроек на участках членов садоводческих товариществ.  

Причем для всех объектов, которые подлежат приемке в эксплуатацию, с прошлой осени увеличен гарантийный срок, в течение которого подрядчик обязан устранить все допущенные недостатки. Раньше он был 2 года, теперь -- 5 лет. При заключении договора стороны могут увеличить этот срок.