На конференции был поднят вопрос дифференцированной оплаты за услуги водоснабжения и водоотведения. Анатолий Шагун сообщил, что такая система оплаты вводится в первую очередь для стимулирования граждан к экономному использованию ресурсов и не является средством для получения большего объема прибыли.
«Введение дифференцированных оплат не ориентировано на получение дополнительной прибыли, поскольку нормативы устанавливаются на уровне массового потребления, их цель - чтобы часть общества, которая не укладывается в нормативы, могла подтянуться к этому уровню. Поэтому установка дифференцированной платы за электрическую энергию, по большому счету, будет иметь такие же цели, что и по водоснабжению, - комментирует заместитель министра. - В настоящий момент на сайте Министерства энергетики предоставлены предлагаемые варианты по дифференцированной оплате, там у всех желающих есть возможность проголосовать за тот или иной вариант, и по результатам общественного обсуждения будет принято решение».
За январь-август текущего года введение такой формы оплаты позволило снизить объем потребления воды населением на 3,5-4%.
«Общий эффект за счет экономии воды гражданами составил около Br60 млрд. Это снижение потребления электрической энергии, снижение налоговых платежей за добычу природных ресурсов, и в том числе дополнительные доходы организаций жилищно-коммунального хозяйства. Таким образом, эффект получился комплексным», - сообщает заместитель министра.
А.Шагун еще раз напомнил, что теперь, не выгодно иметь квартиру, в которой никто не прописан – в данном случае собственник такого жилья будет платить по завышенным тарифам.
В настоящий момент при действующих тарифах уровень возмещения населением затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг составляет 21,7%. Эта цифра будет продолжать расти.
Стало также известно, что критерии дифференциации тарифов на ЖКУ по уровню доходов еще не разработаны. Так, например, рассматриваются варианты адресной помощи. На данный момент в Беларуси уже существует государственная адресная социальная помощь, когда граждане, имеющие определенный доход, могут обратиться за получением субсидий. Такой вариант выделения субсидий на оказание ЖКУ может рассматриваться и сейчас, но возможны и другие схемы развития.
«Глава государства совершенно справедливо отметил, что сегодня получается так, что государство на равных условиях субсидирует и бедных, и богатых.
Выбор оптимального варианта, который будет наилучшим для нашего государства, в настоящее время находится в стадии проработки и обсуждения. Нужно разобраться, каким образом мы будем дальше развиваться в этом направлении. Сложно сказать, как быстро выбранные подходы будут внедрены, пока наша задача - в кратчайшие сроки определиться с оптимальным вариантом»,- отвечает на вопрос заместитель министра.
Поднимались на конференции вопросы и о новом Жилищном кодексе, начиная от сроков его принятия и заканчивая насущными проблемами. Так, например, новый кодекс регулирует вопрос предупреждения о работах при капитальном ремонте таким образом, что список будущих работ должен быть доступен еще за десять дней до их начала. Изменятся и жировки, теперь в них будет указан перечень выполненных работ, чтобы жильцы могли знать, за что они платят.
«Это будет касаться не только государственных организаций, обслуживающих жилье, но и товариществ собственников. С введением этой нормы выставить претензии о некачественно выполненных услугах будет намного проще. Также она поспособствует повышению качества обслуживания жилья и дисциплинирует организации, обслуживающие жилье, - отметил Анатолий Шагун. - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Беларуси и другие органы государственного управления заинтересованы в первую очередь в том, чтобы обеспечить максимально прозрачное, доступное для людей понимание, как защитить свои права».