Елена, оглядываясь назад, какие плюсы и минусы Вы увидели в прошедшей Неделе дизайна? Какой опыт будете учитывать в будущем?

Говорят, самое сложное, провести первое мероприятие. Мне кажется, что второе. Если первому можно простить недочеты, из-за того, что оно первое, то на втором этого быть не должно. На втором люди будут иметь право тебя ругать.

Конечно, было много недочетов со стороны организации. На самом деле команда состояла из минимум человек. Я благодарна Экспофоруму, который очень сильно помогал. Без него ничего бы не получилось. Но в основном всем руководила я. Это не правильно. Мне нужна какая-то группа людей, тогда все будет намного лучше и интереснее.

Для меня минусом было то, что на Футбольном манеже были смешены и дизайнеры, и художники. Все-таки Неделя дизайна должна представлять только дизайн. Просто я достаточно компромиссный и корректный человек. В следующий раз нужно будет поставить более жесткие и четкие рамки.

В будущем хотелось бы пригласить больше иностранцев. Судя по откликам посетителей и белорусских дизайнеров, приезжие ребята всех очень вдохновили. Конечно, сейчас многие имеют доступ к Интернету и модным дизайнерским порталам, где они могут просмотреть фотографии, но прийти и потрогать, посидеть, включить-выключить лампу – совершенно другое.

Над нынешним проектом мы начали работать в январе, и сделали все в супер кратчайшие сроки. Сейчас у нас впереди есть год. За это время можно сделать Design Week Minsk интереснее и разнообразнее.

А в целом, хорошо, что началось движение. Я увидела большую заинтересованность ребят в участии.

Минская неделя дизайна

Вы говорите, что в команде не хватает людей. Из-за чего так получается? 

Это же не постоянная работа, а скорее культурный некоммерческий проект. Участников мало, потому что это только начало. Я уверена, что с развитием проекта их станет больше.

После этой Недели дизайна уже появилось много людей, которые хотят помочь. Некоторые уже помогают. Кто-то рисует плакаты для конкурсов, кто-то делает видео. Словом, складывается команда единомышленников, которые заинтересованы в том, чтобы проводить интересные мероприятия.

А почему Вы этим занимаетесь? 

Потому что мне хочется сделать свою жизнь, жизнь друзей, коллег и горожан интереснее. Тебе не хватает развлечений? Сделай их сам.

Елена, вот Вы упомянули, что работы гостей вдохновили наших дизайнеров и посетителей. А с какими впечатлениями уехали сами гости?

Все гости были просто в восторге. Не от белорусского дизайна, а от Беларуси в принципе. Мы очень старались, чтобы всем было комфортно. Многие хотят приехать снова и поучаствовать в следующей DWM.

Design Week Minsk

На пресс-конференции в Футбольном манеже Вы говорили, что между Неделями дизайна будут проходить мероприятия-спутники. Не могли бы вы рассказать о них подробнее?

Конкретно, что это будет, рассказать пока не могу. Возможно, одно мероприятие будет в июне, но все же акцент делаем на осень. Обычно в июле и августе все отдыхают.

Мы планируем показывать иностранных дизайнеров. Может кто-то подумает, что это не правильная политика, но хочется, чтобы белорусы вначале вдохновились, обзавидовались и сделали что-то крутое на зависть потом уже иностранцам.

Я думаю, осенью привезу поляков, занимающихся объектным дизайном. Но пока четкого плана на год нет. Пока не стоит делать акцент на белорусском дизайне. Надо показывать хорошие примеры зарубежного дизайна.

Еще было бы неплохо найти место, где бы все это проводилось.

Какая цель у этих мероприятий, и на кого они рассчитаны: на профессионалов или же широкую публику?    

Я все-таки думаю, что они рассчитаны на широкую публику. Главная цель – образовательная. Чтобы был качественный дизайн нужны, во-первых, профессионалы-практики, во-вторых, востребованность дизайна и, в-третьих, потребление. В свою очередь, чтобы добиться востребованности и потребляемости потенциальный покупатель должен иметь определенный уровень развития. Не хочется повторять, что мы отстаем от Европы и т.д. Нужно что-то с этим делать. Такими мероприятиями хочется донести до людей, что такое настоящий дизайн.

Промышленный дизайн

Мне показалось, что одна из основных мыслей, которую пытались выразить участники DWM, заключалась в том, что дизайн – это не только привилегия богатых, как думают многие. Скажите, это действительно так?

Да. Конечно. Можно сказать, что дизайн в принципе должен быть рассчитан на массового потребителя. Есть арт-дизайн. Там художник работает не с тем, чтобы лампа стала удобнее, ярче, легче и мобильнее. В нем другие цели и задачи. Сделать предмет более оригинальным и нестандартным.

Настоящий дизайн главным образом функционален. Он призван сделать жизнь человека легче, удобнее и в тоже время красивее. Все качества должны быть уравновешены.

Среди дизайнеров и художников, с которыми мне доводилось общаться, бытует мнение, что белорусская публика достаточно консервативна для восприятия дизайнерских работ и, по большому счету, он ей попросту не нужен. А как считаете Вы?

Пока что это нашим людям действительно не нужно. Некоторые мои друзья спрашивали: «Зачем тебе оно надо? Все скажут, что в очередной раз получилось невесть что». Ну и все остальное в таком же духе. У нас народ настроен критически, несмотря на то, что никто ничего не делает. Конечно, в Союзе дизайнеров состоит человек 600, но практиков все равно мало.

Кроме того, ненужность дизайна пропагандируется большим количеством китайского ширпотреба. В принципе, оно везде так. Но у наших дизайнеров, в отличие от западных, нет шоу-румов. Вот вы знаете какого-нибудь Ивана Иванова, у которого есть свой шоу-рум?

Тем не менее, я надеюсь, что со временем ситуация изменится к лучшему.

Скажите, а чья это проблема: самого общества или же дизайнеров?

Это палка о двух концах. Дизайнеры не делают каких-то смелых вещей, потому что боятся невостребованности продукта своего творчества. Люди к этому не готовы. Нужно работать с двух сторон.

Многие дизайнеры работают на зарубежного потребителя, либо уезжают, потому что там их продукция более востребована. У меня есть подруга, которая делает вещи, которые очень хорошо продаются в Польше, а в Беларуси, когда она приносит их в дизайнерские магазины, продавцы вообще удивляются что это и зачем? Ну, как тут донести какую-то мысль? Никак. Может нужно наседать на них.

Еще одна проблема заключается в том, что у нас нет дизайнерских вещей, которые производились бы в промышленных масштабах. На том же «Минскмебель» никто не возьмется делать стул в стиле а-ля Карим Рашид. Просто потому, что они этого не поймут. Эти предприятия продолжают делать советскую мебель, а люди ее покупать.

Неделя дизайна

И в заключение. На пресс-конференции Вы говорили, что главная особенность нынешней Недели дизайна в ее масштабах. А как будет в следующем году?

Я сейчас как раз над этим думаю. На этой Неделе дизайна были слишком раскиданы точки, в которых проходили мероприятия. За неделю их, конечно, можно было объехать, но все же лучше их располагать в одном квартале или районе.

Не знаю, стоит ли показывать в следующем году тот же графический дизайн. Просто логотип, который ты видишь в Интернете, ничем не отличается от логотипа, распечатанного на такой же плоскости на картоне. Графические дизайнеры у нас живут неплохо. У них есть заказы. Фирменные стили нужны всем компаниям. Графический дизайн у нас на каком-то уровне существует, а с предметным – проблемы. Хотелось бы сделать акцент на него.