Рынок загородной подмосковной недвижимости меняет ориентиры в пользу недорогих проектов, на популярность такого направлений, как строительство коттеджей и таунхаусов эконом-класса повлияла и нынешняя ситуация на финансовом рынке.

Сегодня этот рынок включает в себя все объекты, расположившиеся в радиусе 200-250 километров от столицы. Коттеджные поселки и дачи в ближнем и дальнем Подмосковье притягивают внимание как москвичей, рассматривающих возможность переезда или покупки «летней квартиры», так и региональных покупателей, стремящихся к выгодному инвестированию.

Одна из тенденций подмосковной недвижимости – увеличение объема сектора эконом-класса. Этот процесс наблюдался еще за несколько лет до кризиса: по данным компании Blackwood, в 2006 году на долю поселков нижнего ценового сегмента приходилось 15% доли рынка, а к концу 2008 года сектор эконом-класса увеличился до 35%.

Одновременно с этим падает востребованности объектов премиум-класса. Среди причин специалисты выделяют излишний оптимизм девелоперов относительно спроса, который ограничен узким кругом состоятельных людей, составляющим порядка 0,5 населения. При этом внимание владельцев миллионных состояний привлекают не только дома под столицей, но и зарубежная недвижимость, ценные бумаги, золото и другие активы.

Разумеется, что на смещение акцентов повлиял и финансовый кризис. Как и прогнозировали эксперты, основной финансовый удар приняли на себя переоцененные объекты элитного сегмента, а также неликвидное и невостребованное строительство. Уже в конце 2008 года, по информации компании Penny Lane Realty, было заморожено 22 объекта из 300, при этом по неофициальным данным на начало 2009 года были приостановлены работы на трети загородных строительных площадок.

На фоне этого наибольшую стабильность демонстрирует рынок предложений эконом-класса – таунхаусы, недорогие коттеджи в удаленных проселках и участки без подряда. Падение цен здесь амортизировал тот факт, что до кризиса спрос многократно превышал предложение, а в условиях современной финансовой нестабильности для многих россиян выходом стала покупка недвижимости и, в первую очередь, недорогих домов и участков. Оживление на рынке обеспечил и ежегодный весенний рост спроса.

Тем не менее, девелоперы не скупятся на скидки и выгодные предложения для покупателей для поддержки стабильного спроса и после окончания «горячего» весеннего сезона. Помимо традиционных скидок при стопроцентной предоплате и предоставления выгодных ссуд, сегодня покупатели могут воспользоваться и другими интересными бонусами. Среди них – бесплатные отделочные работы, дизайн интерьера, проведение коммуникаций, строительство гаражей, ландшафтный дизайн.

Относительно перспектив эксперты выражаются осторожно – объективная ситуация предполагает и дальнейшую стабильность интереса к недорогой недвижимости под Москвой, однако по мнению аналитического центра корпорации «ИНКОМ», покупательский спрос вернется к докризисному уровню не раньше 2010 года.