Основные покупатели - физические лица. На их долю пришлось более 80% договоров купли-продажи недвижимости. Самый большой рост сделок - 27% - отмечен в секторе жилых помещений (квартиры и комнаты). На втором месте - дачи и дачные участки (+12%), на третьем - гаражи (+8%), на четвертом - индивидуальные дома (+3%).

Главной причиной роста продаж стали девальвационные ожидания граждан, их стремление защитить собственные сбережения от прогнозируемого роста цен.

По отзывам профучастников, население активно покупало и недостроенную недвижимость.

Например, в течение января - мая у застройщиков стояли очереди желающих заключить договор долевого строительства квартиры. После того как президент Беларуси заявил о необходимости сокращения льготного кредитования жилищного строительства и ужесточении критериев при постановке на квартирный учет, только самые ленивые не попытались вскочить в последний вагон уходящего поезда. Это спасло многих застройщиков от необходимости замораживать свои объекты.

Взамен льготных кредитов, которые начиная со следующего года будут получать только избранные, власти обещают очередникам земельные участки по кадастровой стоимости, квартиры в городах-спутниках.

Много говорится с трибун о неких новых, доступных, по мнению чиновников и банкиров, формах кредитования взамен льготных кредитов под 5% годовых на 20 лет. При этом про ипотеку, которую президент приказал запустить в полном объеме с 1 июля текущего года, все забыли.

Проценты же, под которые банки сегодня предлагают людям кредиты на покупку и строительство жилья, зашкаливают за 30-40%. Чтобы осилить выплаты, надо иметь зарплату 15-20 млн. BYR. Но люди продолжают покупать квартиры, дома, земельные участки, несмотря на то, что цены на недвижимость в белорусских рублях выросли с начала года почти в два раза.

По итогам первых 7 месяцев рынок коммерческой недвижимости  выглядит неплохо. Например, в Минске договоров купли-продажи административных и торговых помещений зарегистрировано больше, чем в прошлом году.

Количество желающих арендовать офис в хорошем бизнес-центре, магазин в престижном месте также не уменьшилось. Но предлагать особо нечего. Из-за того что финансовый кризис 2008 года вынудил многих девелоперов приостановить реализацию проектов или вовсе от них отказаться, дефицит предложения качественных объектов чувствуется все острее.

Елизавета Булатецкая