Латинская Calvaria синонимична греческой Голгофе и отсылает к месту распятия Христа. Традиционно кальварии основывали на холме или возвышенности, на вершине которых воздвигался костел как своеобразный символ Святого Креста. Накануне Пасхи часто ставились мистерии, описывающие Страсти Христовы. Свои кальварии есть во Франции, Испании, Италии, Польше, Литве. В Беларуси аиболее известные кальварии – это Мядельская и Минская.

Архитектурная Кальвария

Из архивных источников известно, что в 1645 году Теодор Ванкович передал надел земли невдалеке от дороги, ведущей на Раков, ордену кармелитов. Там был построен деревянный костел Воздвижения Святого Креста. Постепенно около него начинают проводить захоронения. Кладбище на Минской Кальварии становится «престижным», и там находят свой последний приют многие беларусско-польские аристократы. Исследовательница Кальварийского некрополя А. Соколовская нашла в архивных источниках упоминание о могилах представителей родов Понятовских и Радзивиллов.

   В 1830 году возводится кладбищенская брама, ее архитектор – Юрий Кобылинский, который таким образом увековечил память об умершей жене. Брама представляет собой    яркий пример классицизма. Со стороны входа на кладбище надпись на польском языке: «Вечный покой». Барельефы справа и слева являются воплощением традиции momento mori, характерной для католицизма. С другой стороны брамы надпись-посвящение жене архитектора – Юзефе Кобылинской. Строгая и простая в своем декоре брама вместе с барельефами создает образ величественной и неотвратимой смерти. 

 

Из книги «Nasze Kościoły» Юзафа Жискара, ксендза и этнографа беларусско-литовских земель, известно, что в 1800 году существующий костел Воздвижения Святого Креста переходит под юрисдикцию францисканцев, а в 1939 году  на месте деревянного костела начинается строительство нового каменного храма, в неоготическом стиле. Каменный костел Воздвижения Святого Креста сохранился, и сегодня он является одним из старейших неоготических костелов в Минске. Неоготический костел продолжает и развивает идею брамы. Симметричное вытянутое здание на холме, к которому от брамы ведет в гору аллея, демонстрирует живым, что единственный путь спасения от смерти, какой она предстает на браме,  – это путь Иисуса Христа.  Расположение брамы-моменто-мори у основания холма-кальварии и «возвеличение» неоготического костела воплощает христианскую идею Спасения. И костел, и брама сохранились в аутентичном виде. На протяжении 30-х годов костел являлся единственно действующим католическим храмом в Минске, он же первым был возвращен верующим в 1980 году. Костел сегодня принадлежит Римско-Католической Церкви, в нем каждый день проводятся службы как на беларусском, так и на польском языках.

 

Молчаливая Кальвария

Кальварийское кладбище, будучи одним из самых старых из сохранившихся кладбищ города, хранит не одну тайну. Многие из загадок так и останутся неразгаданными. Неспешный посетитель некрополя не раз задаст себе вопрос о личности похороненного под необычной надгробной плитой. Но живым остаются лишь досужие домыслы.

 

Самое старое из сохранившихся захоронений, которое сохранилось на Минской Кальварии, датируется 1808 годом. На Кальварийском кладбище, начиная с 19 века, хоронили представителей средней и мелкой католической беларуско-литовско-польской шляхты: Виткевичи, Гайдукевичи, Гинтовты и Гинцы, Горваты, Довнары, Кобылинские, Камоцкие, Матусевичи, Монюшки, Неслуховские, Пацевичи, Петрашкевичи, Пячулисы, Римашевские, Римши, Сенкевичи, Станишевские, Чечоты, Шабловские, Юревичи, Эйсмонты. Но со временем начинают  погребать представителей иных религий.

Среди известных людей на Кальварии покоятся Вацлав Ивановский (один из лидеров беларусско-национального движения во время Второй Мировой войны), Валентий Ванькович (беларусский художник, член минской масонской ложи), Янка Лучина (беларусский поэт), Ян Дамель (художник), Ян Луцкевич (отец братьев Луцкевичей, известных деятелей беларусской культуры). Большинство надписей на могильных плитах захоронений 19 – пер. пол. 20 вв. на польском языке. Встречаются надписи также и на беларусском языке как кириллицей, так и латиницей.

На Кальварии есть  таинственные кресты в виде дерева с обрубленными ветками. Считается, что так обозначались могилы умерших в молодости. Иное толкование говорит, что здесь покоится последний представитель рода. Некоторые исследователи утверждают, что именно такие кресты ставили на могилах масонов. Действительно, в Минске до указа Александра I 1822 года, запрещающего деятельность масонов на территории Российской империи, существовала масонская ложа «Северный факел». После разгона ложи, ее члены продолжали жить в Минске, и, будучи шляхтой, весьма вероятно, что обрели свой покой на Кальварии. На некоторых могилах изображены факелы, опущенные вниз. Этот символ можно интерпретировать, как связь с минской масонской ложей.

 

Еще одним интересным погребальным памятником является чугунный крест с петлей. И вновь нет единственного толкования: одни источники утверждают, что петля на кресте символизирует окончание связи с материальным миром. Иные полагают  противоположное: умерший оставил после себя долги, чем приковал свою душу к земному.

На кладбище сохранились семейные склепы-усыпальниц. В одной из них, как рассказывает легенда, была похоронена впавшая летаргический сон молодая девушка. Очнувшись, она не смогла выбраться из склепа и погибла в мучениях. С тех пор ее призрак носится по кладбищу со страшными воплями о помощи. После актов вандализма 80-х годов, когда были разрушены многие могилы и склепы, ходят слухи, что в одной из разрушенных усыпальниц был найден скелет, находившийся в противоположном углу от гроба и сжимавший в кистях рук свои волосы.

В 1967 году Кальварийское кладбище получает статус историко-культурного наследия города Минска, оно становится ограниченно действующим. Сегодня Кальвария  манит  минчан и  гостей столицы не только своим возрастом и неоготическим костелом, но и тайнами, хранителями которых стали кресты и скрипучие деревья.