Сюжет промо-ролика про запуск билиотеки в космос в контексте архитектурного форума выглядел чертовски смело. И мы подумали, что, если форум будет так же хорош, как его промо-видео, на него непременно стоит попасть. Смогли ли юные дарования на деле противопоставить что-то Алмазу Знаний? Об этом - наш фоторепортаж.
Площадкой для совместного творчества студентов-архитекторов стал музей советского скульптора З.И. Азгура. В рамках второго архитектурного форума участникам было предложено преобразить замшелую советскую реликвию не только снаружи, но изнутри, изменить облик прилегающей территории, а также пофантазировать о том, как можно сделать из музея объект современной культуры, не проехавшись катком по ушедшей эпохе бронзовых вождей.
Вот так сегодня выглядит отремонтированный мемориальный музей-мастерская товарища Азгура. Своим необычным декором фасада здание напоминает телефонный узел.
Любопытно, что обилие гипсовых копий товарища Сталина не вспугнуло творческие коллективы, для которых музей советского скульптора уже успел стать площадкой для самовыражения. До сих пор эти проекты не вступали в конфликт с махровым социалистическим прошлым. Чего не скажешь о последнем архитектурном форуме, который мы освятим в этой статье.
Вот эти ребята предложили переделать музей в детский просветительский центр, а после 19.00 отдать его скульпторам. Внешне здание тоже преобразится – студенты-архитекторы решили надстроить над музеем башню, которая, в случае падения, не потеряет своей внешней привлекательности:
Другая команда – группа Полины Поповой - решила по-новому представить творчество товарища Азгура и актуализировать его в современной культуре. Их проект «междометие» призван придать Азгуровской скульптуре больше эмоционального компонента и примирить современный язык выразительности с эхом ушедшего соц-реализма.
Снаружи музей преобразится вот в такой экстравагантный центр современной скульптуры, который будет смотреться одинаково стильно и днем, и ночью:
Третья команда назвала свой проект «Нить». Отталкиваясь от представления о двойственном характере советского человека - гражданин-личность и гражданин-агент пропаганды – ребята решили разграничить творчество Заира Исааковича на лирический и политический компонент:
«Чтобы ты не шел нагруженный советским прошлым смотреть лирические стороны Азгура и наоборот». Для этого было решено создать второй корпус музея, который снял бы напряжение от сильного нераспакованного наследия советской эпохи, помог переосмыслить творчество Азгура и перенести его в современную среду.
Но двумя корпусами ребята не ограничились, и спроектировали третий – здесь будут проводиться временные экспозиции.
Поскольку сквер активно используется местными жителями, молодые архитекторы решили вторгнутся в пространство максимально тактично, а водоём перед заводом имени Кирова предложили преобразовать в центр современной скульптуры:
Четвертая команда подметила интересный аспект: занимая стабильное место в структурах минкульта с его главенствующей идеологией, музей Азгура привлекает к себе множество интересных проектов. Советский багаж, конечно, этому не способствует, но и ни в коей мере не мешает. Если собрать очень много умных людей, перестроить полгорода, эти процессы скорее будут сломлены, нежели поддержаны. Идея проекта состоит в том, чтобы наращивать потенциал музея как творческой площадки, не меняя коренным образом ее концепцию.
Последняя команда - проектная группировка П/В+А - отнеслась к социалистическому наследию наиболее радикально. Они предложили законсервировать музей, накрыв его стеклянным колпаком, а рядом построить нечто новое, сверхсовременное и строгофункциональное:
Сквер оформить в лучших традициях концептуализма:
Кстати, когда в далеком 1984 советские строители возводили мастерскую именитому скульптору, они по небрежности забыли проверить пригодность почвы, поэтому спустя 11 лет музей приготовился рухнуть и его закрыли как аварийноопасный, а совсем недавно – в 2004 году - подвергли вынужденной реконстукции.
Эта замечательная история призвана показать тебе, дорогой читатель, каким хрупким на деле предстает перед нами бурное советское прошлое. Прошлое, которому десятилетиями избегали смотреть в глаза, прошлое, которого сторонились как прокаженного, прошлое, с которым, однако, надо уже что-то делать. Можно пойти по пути наименьшего сопротивления и соорудить из всего этого добра краснознаменную экспозицию, свободную от каких-либо оценок, и по итогу получить очередной пылесборник советских реликвий.
Можно примирить прошлое и современность - процесс чуть более трудоемкий и не такой однозначный:
Вопрос о культурном багаже встаёт перед нашими современниками во всех странах бывшего СССР. Как знать, может будущим архитекторам еще только предстоит поучиться дерзости у своих зарубежных коллег: