Статьей 30 Конституции Республики Беларусь предусмотрено, что граждане имеют право на свободное передвижение и выбор своего места жительства в любом населенном пункте республики. Статьей 41 Конституции также гарантируется право гражданам на труд, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей.
Необходимость трудоустройства граждан не по месту постоянного жительства (то есть в других населенных пунктах) нередко возникала в условиях плановой экономики, а в нынешних социально-экономических условиях это стало широко распространенным явлением.
При реализации права на трудоустройство в других населенных пунктах должны обеспечиваться и конституционно гарантированные каждому гражданину другие важнейшие социально-экономические права – в частности, право на жилище (ст.21, 29, 48) и право собственности (ст.44 Конституции).
Вопросы, связанные с реализацией иногородними гражданами жилищных и других, связанных с ними прав (принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, получение в пользование жилых помещений, поднаем (наем) и приобретение в собственность жилья и др.) достаточно часто возникают в правоприменительной практике.
В данной публикации рассматриваются некоторые особенности решения указанных вопросов при реализации иногородними гражданами своих жилищных прав.
Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий
В соответствии с пунктом 8 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 года № 565 (далее - Положение) квартирный учет по месту работы (службы) ведется в государственных органах, других организациях, имеющих во владении, пользовании жилые помещения и (или) осуществляющих жилищное строительство либо принимающих в нем долевое участие.
На квартирном учете по месту работы могут находиться иногородние работники (с членами своих семей), состоящие в штате соответствующей организации. Принятие на квартирный учет работников предприятий, учреждений, организаций (в том числе и иногородних) независимо от форм собственности производится в установленном порядке по совместному решению администрации и профсоюзного комитета (при его наличии) при участии общественной комиссии по жилищным вопросам. Комиссия в соответствии с возложенными на нее задачами проверяет правомерность принятия граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в необходимых случаях проводит обследование их жилищных условий, оформляет результаты обследования актом.
На квартирный учет граждане принимаются по основаниям, определенным пунктом 3 указанного Положения. В частности, на такой учет принимаются граждане, не имеющие в собственности или в пользовании жилых помещений в данном населенном пункте. В соответствии с подпунктом 3.2 Положения (с учетом изменений, внесенных Указом Президента Республики Беларусь от 19 марта 2007 г. №128) нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются специалисты, прибывшие по распределению учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, или по направлению государственных органов и других организаций на работу в организации, расположенные на территориях с уровнем радиоактивного загрязнения свыше 5 Ки/кв. км и приравненных к ним территориях.
Организации, имеющие в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления жилые помещения, в установленном порядке могут предусматривать (по согласованию с собственником или уполномоченным им лицом) в коллективных договорах дополнительные основания для признания своих работников нуждающимися в улучшении жилищных условий. При этом улучшение жилищных условий таких работников осуществляется только по месту их работы.
По действующему в жилищном законодательстве общему правилу, решение вопросов о приеме граждан на квартирный учет по месту работы не связывается с продолжительностью работы в данной организации и продолжительностью проживания в данном населенном пункте. Более того, трудовое законодательство республики не предусматривает зависимость приема на работу от наличия либо отсутствия регистрации (прописки) в населенном пункте, где находится данная организация. Действовавшие же ранее нормы статьи 182 Кодекса об административных правонарушениях, по которым руководитель организации мог быть оштрафован, в частности, за прием на работу иногородних граждан, не имеющих прописки в данном населенном пункте, признаны Конституционным Судом Республики Беларусь не соответствующими Конституции Республики Беларусь и не имеющими юридической силы с 14 апреля 1999 года.
Вместе с тем необходимо обратить внимание на ряд особенностей, установленных нормативными документами. Так, Указом Главы Государства от 3 июня 2008 г. № 292 внесены существенные изменения и дополнения в Указ от 29 ноября 2005 года № 565 «О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений» и в утвержденное этим Указом Положение о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда. Значительная часть внесенных изменений и дополнений касается порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В частности, согласно пункту 6 Положения не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане, прибывшие в Минск из других населенных пунктов, в течение 5 лет со дня регистрации их по месту жительства в Минске. Указом Главы государства от 3 июня 2008 г. № 292 из общего правила о том, что в Минске не принимаются в течение 5 лет на квартирный учет граждане, прибывшие из других населенных пунктов, сделано исключение.
При сохранении общего правила о 5-летнем сроке постоянного проживания, это ограничение не распространяется на вселенных в установленном порядке и проживающих в жилом помещении супругов, несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей, нетрудоспособных родителей как нанимателя, собственника, члена организации застройщиков, так и членов их семей, принимаемых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве члена семьи гражданина, имеющего постоянное место жительства в Минске, а также детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, молодых специалистов, получивших образование за счет республиканского и (или) местных бюджетов и направленных на работу по распределению учреждений, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования, граждан, приглашенных (назначенных на должности), в том числе в порядке перевода в Минск, на работу (службу) в иной государственный орган, другую организацию из других населенных пунктов, а также уволенных с военной службы по возрасту, состоянию здоровья, сокращению штатов и проживавших в Минске до призыва (поступления) на военную службу либо в случае проживания в Минске их близких родственников (отца, матери, супруга (супруги), детей, включая усыновленных (удочеренных), родных братьев, сестер, деда, бабки и внуков.
Нововведением является и установление 5-летнего срока работы граждан, прибывших в Минск из других населенных пунктов, для получения права быть принятым на квартирный учет по месту работы (службы) в организациях, расположенных в Минске. Это требование не распространяется на вышеуказанных детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, молодых специалистов, а также граждан, приглашенных (назначенных на должности) на работу в государственный орган либо иную организацию.
Иногородние работники могут быть также приняты на предприятии, в учреждении, организации на отдельный учет желающих получить жилое помещение в общежитии на время работы. Принятие работников на такой учет осуществляется в соответствии с Положением об общежитиях (утверждено постановлением Совета Министров от 15 сентября 1999 г. № 1437, в редакции постановления от 14 декабря 2005 г. № 1441). Действующее законодательство предусматривает еще и возможность предоставления в установленном порядке работникам организаций служебных жилых помещений. При этом проживание в общежитиях (за исключением граждан, вселившихся в общежитие в связи с обучением, сезонных и временных работников) и в служебных жилых помещениях является основанием для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий (подпункты 3.1.4 и 3.1.6 Положения) и принятия их на квартирный учет по месту работы. Заявления иногородних работников о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы регистрируются организацией в книге регистрации заявлений граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются и о принятом решении сообщается гражданам в письменной форме в течение одного месяца со дня подачи заявления после получения всех необходимых документов. В решении о принятии на учет указываются дата принятия гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, основания для принятия его на учет, общий или отдельный список учета, состав семьи, номер очереди, а в решении об отказе в принятии на учет – основания для отказа.
Отказ в принятии иногороднего работника на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы может быть обжалован в судебном порядке.
Ежегодно в период с 1 февраля до 1 мая организации проводят уточнение данных, являющихся основанием для сохранения права граждан состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы, в порядке, предусмотренном для получения документов, являющихся основанием для постановки граждан на учет. При этом уточнение указанных данных, касающихся конкретного гражданина, состоящего на таком учете, осуществляется регулярно по истечении 5 лет с даты постановки этого гражданина на учет в период с 1 февраля до 1 мая.
Уточнение данных, подтверждающих право иногородних работников находиться на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы, производится организациями, ведущими такой учет, и перед принятием ими решения о предоставлении жилого помещения в порядке, предусмотренном для получения документов при постановке граждан на этот учет.