Палата представителей Национального собрания готовит ко второму чтению проект закона “О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг”. Об этом сообщила на недавней пресс-конференции член Постоянной комиссии по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Палаты представителей Ольга Абрамова.

Подготовка этого нормативного акта была инициирована группой депутатов нижней палаты белорусского парламента. Новеллами законопроекта являются нормы об информировании и просвещении потребителя. Так, к примеру, местные исполнительные и распорядительные органы обязываются ежегодно не позднее второго квартала, следующего за отчетным, публиковать в СМИ сведения о сумме средств, поступивших от потребителей на капитальный ремонт домов, их фактическом использовании.

Согласно проекту закона, Министерство торговли будет осуществлять координацию деятельности республиканских органов госуправления и иных госорганизаций в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, отметила Ольга Абрамова.

В разработанном документе раскрываются основные права потребителей услуг ЖКХ. В частности, они имеют право на безопасность жилищно-коммунальных услуг, выбор исполнителя и получение информации о нем, надлежащее качество данных услуг, возмещение убытков вследствие оказания жилищно-коммунальных услуг с недостатками. “Согласно законопроекту, потребитель может обращаться с письменной и устной жалобами, которые организации ЖКХ обязаны зафиксировать, а затем отреагировать на них”, — добавила Ольга Абрамова.

Как отметила заместитель председателя Постоянной комиссии по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации Анна Бурова, потребитель вправе отказаться от услуг ЖКХ, которые выполнены с недостатками. Законопроект предлагает механизм разрешения споров, возникающих в данной области. “В случае, если услуги с недостатками уже оказаны, то потребитель имеет право требовать уменьшения размера платы за них либо безвозмездного устранения недостатков”, — пояснила Анна Бурова. Кроме того, потребитель может за счет собственных средств организовать проведение независимой экспертизы качества жилищно-коммунальной услуги. Недостатки, указанные в акте проверки, подлежат устранению исполнителем в обязательном порядке. Депутат подчеркнула, что заключение данной экспертизы может быть оспорено только судом.

Если исполнитель отказал в удовлетворении требований потребителя, связанных с недостатками услуг ЖКХ, то гражданин вправе привлечь третьих лиц к выполнению работ. При этом он может потребовать от исполнителя возмещения стоимости произведенных работ и дополнительных расходов.

По мнению Ольги Абрамовой, законопроект будет стимулировать развитие конкуренции в сфере услуг ЖКХ, участие в оказании таких услуг организаций различных форм собственности и индивидуальных предпринимателей. Вместе с тем определено, что есть отдельные коммунальные услуги, оказание которых осуществляется естественными монополистами (газо-, электро-, водоснабжение) ввиду принадлежности им единых сетей и систем.

Предусмотрено, что основой оказания любой жилищно-коммунальной услуги является договор. Впервые на законодательном уровне дается определение термина “жилищно-коммунальная услуга”. Под ней понимаются действия, направленные на поддержание надлежащего санитарного и технического состояния жилых домов и вспомогательных помещений, придомовой территории, комфортных и безопасных условий для проживания граждан.