6 августа в Беларуси ожидается до +35 Доллар установил новый рекорд – 15 565 В Британии арендодатели могут попасть в тюрьму из-за съемщиков-нелегалов Минторг закрыл «Новоселкин» Госстандарт запретил реализацию строительных инструментов из России и Китая Успеть приватизировать и не прогадать: ответы на главные вопросы приватизации Размещение рекламы на сайте hata.by Белорусский отель с французским шиком: в Минске откроют «NOVOTEL MINSK MAYAKOVSKAYA» Как разделить недвижимость в случае развода Власти США выделили $3 млрд в помощь безработным ипотечным должникам

Условия постановки в очередь на жилье в ближайшее время могут быть изменены

Опубликовано: 28 мая 2009

Автор: 117

Условия постановки в очередь на жилье в ближайшее время могут быть изменены

Специалисты полагают, что сегодняшние условия постановки на учет нуждающихся в жилье не соответствуют принципам социальной справедливости.

Удивительно, но факт: объемы строительства жилья в Беларуси увеличиваются с каждым годом, но очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий практически не двигается (на 01.01.09 на учете состояла 701 тысяча человек), а желающих построить жилье все больше. Что стало причиной этого и как выйти из сложившегося положения? Сегодня за нашим круглым столом на эту тему рассуждают заместитель начальника отдела жилищной политики и инвестиций Управления жилищного строительства Министерства архитектуры и строительства Валентина Митюрич, заместитель начальника Управления юридической работы и кадров Министерства жилищно-коммунального хозяйства Наталья Корнейчик и начальник отдела правового обеспечения управления жилищной политики Мингорисполкома Елена Лукашевич.

— В чем причины того, что в последние годы очередь на улучшение жилищных условий становится все длиннее и длиннее?

Е.Л.: С момента принятия нового Жилищного кодекса в июле 1999 года коренным образом изменилось и законодательство, регулирующее жилищные правоотношения. В первую очередь это связано с процессом его либерализации. С введением кодекса были упразднены ранее существовавшие сроки ограничений при постановке граждан на учет, в частности существовавший до этого пятилетний ценз в столице. Были также введены дополнительные основания для признания граждан нуждающимися независимо от размера занимаемой ими площади. Все это плюс демографический рост населения и стали причиной увеличения очереди. Сегодня только в Минске насчитывается уже более 250 тысяч граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. И очередь продолжает расти. Объективно назрела необходимость совершенствования механизма постановки граждан на учет и упорядочения оснований для признания их нуждающимися. Приоритет должен отдаваться тем категориям граждан, которые наиболее остро нуждаются в жилье. В связи с этим главой государства дано поручение Совету Министров совместно с Мингорисполкомом, облисполкомами, при участии компетентных министерств внести свои предложения по упорядочению механизма постановки на учет.

Н.К.: Эта проблема существует не только в столице, но и в областных городах и районных центрах. В последние годы очереди выросли по всей республике.

— Существуют ли реальные пути выхода из сложившейся ситуации?

В.М.: Министерство архитектуры и строительства внесло много предложений. Например, проживание в одной комнате (независимо от степени родства), кроме супруга, является основанием постановки на учет. И таким образом, если мама с двумя детьми проживает в двухкомнатной квартире площадью 67 квадратных метров, то эта семья по действующему сегодня законодательству является нуждающейся, даже несмотря на то, что они полностью обеспечены жилой площадью и имеют превышение в 22 квадратных метра. Еще случай. При предоставлении жилья маму с дочерью не могут вселить в однокомнатную квартиру, иначе они будут по-прежнему считаться нуждающимися. Поэтому им дают двухкомнатную. Сейчас строятся большие квартиры, например 67 метров квадратных. И получается, что у них лишние 27 метров. По большому счету, это скромная однокомнатная квартира, которую могли бы выделить следующему стоящему на очереди, скажем, одинокому мужчине, долгие годы проживающему в общежитии. Но на деле получается иначе.

Н.К.: Минжилкомхоз согласен с этим. Ранее для постановки на учет принимались граждане, проживающие в однокомнатной квартире или в одной комнате с другим гражданином независимо от его пола, в том числе независимо от близкого родства, кроме супругов. Из этого пункта мы думаем исключить слова «в одной комнате».

Также планируется принять ограничения, по которым человек может быть принят на учет, имея пятилетнюю прописку. Ранее эта норма уже существовала в столице. Теперь мы предлагаем ввести ее и в городах областного подчинения и даем право исполкомам самим принимать решение, вводить им такое ограничение или нет.

Е.Л.: Некоторые белорусы считают, что пятилетний ценз – очень жесткая мера. Но, например, в Санкт-Петербурге эта цифра вдвое больше: на учет человек может стать только после того, как прожил в этом городе десять лет. Это лишнее подтверждение тому, что в крупных городах без такой меры не обойтись.

Чтобы сформировать пакет предложений, в Мингорисполкоме была создана рабочая группа из представителей различных министерств, ведомств, заинтересованных организаций. Мы не только обсудили существующее законодательство, но также изучили опыт стран СНГ, Западной и Восточной Европы. Наши коллеги из Российской Федерации на учет в местных муниципальных органах принимают только граждан, относящихся к категории малообеспеченных. Есть и другие критерии. Таким образом, создано четкое разделение, какие категории граждан могут улучшить жилищные условия с участием местных исполнительных органов, а остальным предоставляется право строительства по доступным ценам и оказывается поддержка в виде кредитов. При этом получили развитие ипотечное кредитование, система стройсбережений и т.д. В нашей республике тоже внедряют этот опыт, приняты соответствующие законы, и есть надежда, что эти меры помогут удовлетворить растущие потребности населения республики в жилье.

В.М.: Хочу обратить внимание на нюанс, связанный с миграцией населения из города в город. Возьмем семьи, которые имеют право внеочередного получения жилья или какие-то дополнительные основания ускорить процесс улучшения жилищных условий. Они продают свои квадратные метры в городах, где постоянно проживали, переезжают в другие, как правило, крупные города, покупают небольшую квартиру и становятся на учет. Мы предлагали: граждан, которые имеют жилье в собственности, при переезде в другой населенный пункт вообще не ставить на учет. Ведь продав свою трехкомнатную квартиру на прежнем месте жительства, можно купить или построить такую же на новом с привлечением кредита.

Есть еще одно основание, которое увеличило количество людей, состоящих на учете. Граждане, получившие социальное жилье, остаются нуждающимися. В результате очередь абсолютно не движется. Кроме того, если человек, которому было предоставлена эта социальная квартира, умер или переехал в другую местность, то оставшиеся члены семьи, проживающие в данном помещении, в течение трех лет могут получить льготный кредит. То есть они улучшают жилищные условия вне очереди. Тогда зачем их ставить на учет нуждающихся? В связи с этим мы внесли предложение: если человек получает социальное жилье, то он снимается с учета нуждающихся.

Е.Л.: Мингорисполком также согласился с целесообразностью такой меры.

Н.К.: Мы предлагаем такое основание нуждаемости, как проживание в жилых помещениях социального пользования, исключить.

В.М.: Хотела бы еще раз обратить внимание на социальное жилье. Списки на его получение формируются с учетом уровня дохода, который определен бюджетом прожиточного минимума. По состоянию на март он составляет 234 тысячи рублей. К чему я веду? Сегодня пенсия от 230 до 408 тысяч, не считая надбавок, специальных выплат и т.д. И если пенсия одинокого старика превышает те самые 234 тысячи, то он никогда не получит социальное жилье, так как у него доход превышает прожиточный минимум. Получается, что человек годами стоит в очереди, но никак не может продвинуться. Мы предложили изменить основания для предоставления социального жилья такой категории граждан.

Н.К.: Думаю, что в таких ситуациях вместо одного бюджета прожиточного минимума необходимо предусмотреть два. Есть предложение, касающееся и служебного жилья: при выезде самого нанимателя все члены семьи подлежат выселению.

В.М.: Что еще способствует увеличению очереди? Это прописка близких родственников. Практика показывает, что этим часто пользуются отдельные семьи, у которых подходит очередь на получение жилья. Бывает, у семьи только один лишний метр квадратный, который и может ей помешать стать нуждающейся и на льготных условиях получить кредит. Тогда члены семьи регистрируют у себя, скажем, мать-пенсионерку и таким образом имеют все основания стать нуждающимися. Мы предлагаем факт регистрации близких родственников, в том числе нетрудоспособных родителей, не считать основанием для постановки на учет.

Е.Л.: Это серьезная проблема. Она заслуживает внимания. Мингорисполком и ранее вносил предложения о признании ухудшения жилищных условий граждан вселение ими других лиц, в том числе нетрудоспособных родителей, которые в данном населенном пункте до этого имели в собственности или в пользовании жилье, в котором были обеспечены общей площадью более пятнадцати метров на человека. В результате таких действий было налицо искусственное создание нуждаемости.

В.М.: На мой взгляд, в данной ситуации не стоит ограничиваться данным населенным пунктом, а необходимо рассматривать наличие жилой площади и в другой местности. Ведь никто не собирается забирать жилье у таких людей.

Е.Л.: Мы нередко сталкиваемся с такой ситуацией, когда один дедушка, особенно имеющий какие-нибудь льготы, «кочует» от сына к дочери, от внука к внучке, оттуда к сестре или брату и таким образом всем помогает получить жилье.

Н.К.: Мы согласны с этим замечанием.

Е.Л.: Еще хочу озвучить один нюанс. В процессе либерализации законодательства гражданам было предоставлено право раздела очередности. Допустим, молодой человек, будучи еще ребенком, в составе семьи родителей состоял на учете еще с начала 90-х, и как только он достигает совершеннолетия, даже не вступая в брак, имеет право разделить очередь, дата его очередности при этом определяется тем же 1990 годом. Мы получаем пачки обращений с вопросами: я стоял на очереди двухсотым, а через полгода вдруг стал трехсотым. Как так получилось? А получилось это в основном из-за того, что несколько семей разделили очередь, в результате возникает ситуация, когда количество нуждающихся возрастает. Поэтому, чтобы поддерживать социальную направленность политики нашего государства, будет справедливым вернуть ранее действующую норму, согласно которой гражданин был вправе встать на учет отдельно и претендовать на улучшение жилищных условий по линии исполкома только в случае создания собственной семьи (регистрации брака).

В.М.: Но есть нюанс. А если человек никогда не создаст семью, ему всю жизнь жить с родителями? Поэтому мы внесли несколько иное предложение: предоставлять право разделения очереди только после того, как человек достигает 23 лет, если он, конечно, до этого возраста не создал семью.

Е.Л.: Если позиция Мингорисполкома в этой части кому-то кажется жесткой, поясню: граждане имеют право получения жилья не только по линии исполкома по месту их жительства, но и по месту работы. Кроме того, граждане вправе самостоятельно инициировать создание жилищных кооперативов. Существует несколько вариантов. Мы сейчас говорим лишь об очередности, установленной по месту жительства граждан.

Н.К.: Также мы внесли изменения в Указ № 43 , регулирующий порядок формирования ЖСК. Раньше отдельные списки велись только на предоставление социального жилья, теперь мы предлагаем такие же условия для проживающих в общежитии, в служебных жилых помещениях, по договору найма, поднайма государственного жилищного фонда и договору найма частного жилищного фонда. Кроме того, предусмотрели, что при формировании ЖСК 50 процентов жилья получают лица, имеющие право внеочередного получения, а остальные 50 – общая группа и первоочередные. Раньше это соотношение было 30 к 70.

Подводя итог нашего разговора, хочу сообщить, что в Министерство жилищно-коммунального хозяйства поступило несколько десятков предложений по регулированию механизмов постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Все они будут рассмотрены и обобщены. Проект указа Президента Республики Беларусь по данному вопросу Минжилкомхоз направит в правительство. Граждане также имеют возможность вносить свои предложения. Будем надеяться, что благодаря совместным усилиям нам удастся прикрыть лазейки, которыми зачастую как раз и пользуются граждане, выдавая себя за нуждающихся в улучшении жилищных условий.
 


Оставьте Ваш комментарий





Коментарии к статье (0)

Читайте также:
1.257172