Ипотека и строительные сбережения

Сегодня основным инструментом финансирования строительства жилья является льготное кредитование. Но во время кризиса государство уже не готово субсидировать население и предоставлять ему кредиты под вменяемые проценты, а также гарантировать стабильность заработка. Поэтому депутаты предлагают искать новые инструменты, например, председатель Палаты представителей Национального собрания Беларуси Владимир Андрейченко считает необходимым развивать, в первую очередь, ипотечное кредитование и систему строительных сбережений.

Для этого парламентариям предстоит решить ряд социальных вопросов: конкретизировать процедуру приобретения юридическими лицами земельных участков в собственность, утвердить механизм оборота ипотечных ценных бумаг. Речь идет также и о налоговых льготах для всех участников системы кредитования строительства жилья.

Еще один важный вопрос: обращение взыскания на жилье, которое стало предметом залога, в случае систематических неплатежей со стороны заемщика.

Вице-премьер правительства Виктор Буря напугал участников слушаний заявлением, что существующие размеры льготного кредитования строительства жилья в Беларуси угрожают стабильности бюджета. И обозначил проблему: "Рост строительства жилья и существующая система господдержки увеличивают нагрузку на бюджет. Расходы бюджета на обслуживание льготных кредитов, выдаваемых на строительство жилья, вскоре могут стать сопоставимыми с объемами льготного кредитования".

Позицию Виктора Бури поддержал первый заместитель министра архитектуры и строительства Михаил Абрамчук, который предлагает создать межведомственную группу для выработки альтернативных механизмов кредитования жилищного строительства. Он также полагает необходимым уменьшение объемов льготного кредитования строительства жилья. "Увеличение льготного кредитования приведет к тому, что нагрузка на бюджет может стать непосильной. В 2010 году на компенсацию процентов по льготным кредитам планируется выделить Br1,3 трлн", - сказал Михаил Абрамчук. По его мнению, в этой связи необходимо увеличение доли социального жилья и расширение возможностей найма жилья.

Эксперимент с доходным домом

В Беларуси практически не развита система доходных домов: государство не зарабатывает там, где активно извлекают доходы граждане страны – за счет сдачи в аренду квартир и комнат. Большая часть жилищного фонда страны была передана в частную собственность в 90-е годы прошлого века. Строящиеся сегодня квадратные метры также массово идут на продажу. Глава парламента считает важным "подумать об увеличении фонда государственного жилья, предоставляемого в найм, и стимулировании строительных организаций для передачи жилья в найм или аренду". "Это затрагивает коренные вопросы значительных групп населения", - резюмировал Владимир Андрейченко.

Первый заместитель министра архитектуры и строительства сообщил, что в следующем году в Минске планируется построить экспериментальный "социальный" дом, квартиры которого будут передаваться гражданам в аренду. По его расчетам, расходы граждан на некоммерческий найм будут в 2-2,5 раза меньше, чем выплаты льготных кредитов.

Строители уверяют: социальные дома не будут похожи на брежневские хрущевки. Начальник управления жилищного строительства министерства архитектуры и строительства Александр Горваль подчеркнул, что типовые проекты социального жилья в стране соответствуют всем санитарно-гигиеническим параметрам качества, и цель возведения подобных домов - расширение ассортимента простых жилых помещений.

Где именно в белорусской столице возведут экспериментальный доходный дом, журналистам не рассказали. Не известно и то, будет ли он единственным в стране или строительство предполагается масштабное. "Мы сейчас обсуждаем только концептуальный подход. Строительство таких домов - только одно из направлений по предоставлению жилья всем нуждающимся гражданам. Пока главное - продумать нормативную базу и определить процессы сдачи такого жилья в наем или в аренду", - сказал Александр Горваль.

По мнению председателя комиссии Палаты представителей Национального собрания по жилищной политике, строительству, торговле приватизации Галины Полянской, "социальное арендное жилье - это не возврат в СССР. Это забота о тех людях, которые не могут самостоятельно решить свои жилищные проблемы". "По крайней мере, человеку будет где жить", - подчеркнула она.

Цена за квадрат

К сожалению, в ходе парламентских слушаний в среду в Минске по вопросам жилищного кредитования населения не обсуждались возможности по снижению стоимости квадратного метра жилья, например, в Минске. "Это не было темой наших слушаний", - сказала Галина Полянская.

Между тем, по информации Национального банка страны, соотношение стоимости квадратного метра жилья и средней зарплаты к 2010 году должно достичь 0,3 единицы", что означает, что на среднюю зарплату житель Белоруссии сможет приобрести 0,3 кв. м жилья.

При этом зампредседателя правления Нацбанка РБ Николай Лузгин, напомнил, что реализация программы строительства жилья и так осуществляется в основном за счет средств населения. "Жилищная программа реализуется в основном за счет населения, кредитных ресурсов банков, консолидированных ресурсов, собственных ресурсов организаций. Важным источником также являются иностранные инвестиции, но пока эти сумму очень незначительные", - констатировал Николай Лузгин.

В текущем году предусмотрено ввести в эксплуатацию 6 млн кв м жилья. Объем льготного кредитования должен достигнуть рекордной цифры - Br4,9 трлн. В 2010 году планируется построить 7,5 млн кв м жилья, а начиная с 2011 года - 10 млн кв м (1 кв м на каждого жителя республики).

"При таких объемах строительства важно создать механизм государственного поощрения тех граждан, которые за счет собственных и кредитных ресурсов осуществляют жилищное строительства. Активизация привлечения в данную сферу частного капитала позволит сохранить госфинансирование строительства жилья, а высвободившееся денежные средства использовать на другие полезные цели", - сказал Н.Лузгин.

В министерстве архитектуры и строительства же напомнили, что цены на социальное жилье в стране жестко регулируются государством, начиная от стоимости материалов". "Этот контроль позволяет сдерживать затраты на жилье для очередников на уровне себестоимости, фактически без получения прибыли. Коммерческое строительство работает по другим схемам, отсюда и повышенная стоимость", - рассказал Александр Горваль.

Финансирование за счет населения

Правительство говорит о необходимости развития новых механизмов финансирования строительства жилья, что позволит снизить нагрузку на бюджет. В частности, Виктор Буря считает необходимым вовлечение в финансирование строительства жилья сбережений граждан, ведь на счетах белорусов хранятся не маленькие суммы: Br17,5 триллионов, в том числе Br9,5 триллионов в иностранной валюте (по данным на 15 ноября). И далеко не все держат деньги в банках.

Государство отдает себе отчет в том, что вначале нужно создать такие условия, чтобы народу было нести свои деньги не только безопасно, но и выгодно. В числе основных проблем для развития альтернативных источников финансирования строительства жилья вице-премьер выделил неразвитость систему ипотечного кредитования из-за отсутствия источников долгосрочных ресурсов и высоких ставок по кредитам. Он также констатировал проблему обращения взыскания на жилье должников.

Михаил Абрамчук предлагает ускорить подготовку законопроекта по формированию системы строительных сбережений. Он напомнил, что такой законопроект Минстройархитектуры вносило еще в 2006 году, но впоследствии его подготовка затянулась из-за нерешенности ряда принципиальных вопросов, в частности размера премии (субсидии) при использовании накопленных средств для строительства жилья.

Вместе с тем в министерстве финансов полагают, что от финансовой поддержки государства в строительстве жилья пока отказаться нельзя, хотя и расширять эту поддержку дальше не представляется возможным. Такое мнение высказал в ходе парламентских слушаний в среду в Минске заместитель министра финансов Владислав Татаринович.

"К примеру, в 2007 году кредитными льготами воспользовались 28 тыс. человек, в 2008 - 33,4 тыс., а за 10 месяцев 2009 года - уже 39 тыс. человек. Время погашения таких кредитов может составить до 40 лет", - пояснил он.

Расходы на строительства жилья носят опережающий характер по сравнению с вводом жилья в эксплуатацию. "Объем бюджетных средств, направленных на жилищное строительство, постоянно растет. Нам потребуется по-иному взглянуть на конкретные виды господдержки программ реализации жилищного строительства, в том числе за счет расширения платежеспособного спроса граждан", - сказал замминистра.

В свою очередь, в ходе парламентских слушаний председатель Ассоциации белорусских банков Феликс Чернявский отметил: "Наше население полагает, что государство должно помогать дважды – и льготной ценой (на жилье - ИФ), и льготным кредитом".

Что делать: советы депутатов

Последние несколько лет количество нуждающихся в улучшении жилищных условий семей практически не изменилось и составляет около 700 тысяч несмотря на то, что ежегодные объемы строительства жилья в 2008 году увеличились в 1,7 раза по сравнению с 2003 годом до 5,7 млн квадратных метров.

В ноябре решением президента страны были ужесточены условия постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При таком количестве нуждающихся система льготного жилищного кредитования скоро счерпает себя, решили депутаты. Для обеспечения граждан кредитами недостаточно бюджетных средств, направляемых через систему льготного кредитования.

Необходим поиск других эффективных технологий привлечению внебюджетных средств в сферу жилищного кредитования. Изучив опыт других государств парламентарии пришли к выводу, что выбрав американскую двухуровневую систему ипотечного кредитования, Беларусь может утратить государственный контроль над ипотекой, и, как показывает международный опыт, ипотечная система без развитого фондового рынка станет подверженной всевозможным рискам при колебаниях финансового рынка. "Исходя из вышеизложенного, Палата представителей Национального собрания считает возможным рекомендовать правительству принять необходимые меры по внедрению в стране системы жилищно-строительных сбережений с использованием финансового стимулирования участников системы (жилищных премий)", - говорится в документах комиссии.

Также депутаты рекомендуют правительству разработать комплекс мер по стимулированию, включая налоговые и иные льготы, для организаций, которые строят жилые помещения с последующей передачей их в аренду и некоммерческий наем.

Советуют они рассмотреть возможность распространения права на имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведенных собственником жилья и членами его семьи расходов на строительство и приобретение жилья, а также на погашение кредитов и займов, фактически израсходованных на строительство или приобретение квартиры, - на всех граждан, а не только на тех, кто состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решат ли эти рекомендации квартирный вопрос белорусских граждан покажет время. Пока же ясно одно – льготных кредитов на всех не хватит и строить придется за свои. Остается надеется. Что государство не будет мешать гражданам зарабатывать и создаст благоприятные условия для того, чтобы их можно было потратить на квадратные метры без риска остаться без крыши и без денег.