Ухудшение в определенных случаях жилищных условий граждан, обеспеченных жильем по установленным нормам, является основанием для принятия их на квартирный учет как по месту постоянного жительства, так и по месту работы (если там ведется такой учет).

К таким случаям можно отнести, в частности, увеличение состава семьи, если в результате этого обеспеченность общей площадью жилого помещения окажется менее 15 кв.метров на одного человека. При этом обеспеченность общей площадью жилого помещения определяется исходя из суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности или в пользовании гражданина и членов его семьи, с которыми он принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в населенном пункте по месту принятия на учет.

При раздельном проживании членов семьи обеспеченность общей площадью жилого помещения одного человека определяется исходя из приходящейся на гражданина и членов его семьи, с которыми он принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в их пользовании или в собственности в населенном пункте по месту принятия на учет, за вычетом общей площади, приходящейся на других граждан (за исключением нанимателей и поднанимателей), проживающих в этих жилых помещениях, но не включенных в число членов семьи гражданина, с которыми он принимается на указанный учет.

В случае признания в установленном порядке занимаемого гражданами жилого помещения не соответствующим предъявляемым к жилым помещениям санитарным и техническим требованиям они также признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Вместе с тем, согласно пункту 6 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда (утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 г. № 565), не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в частности, граждане в случае ухудшения ими своих жилищных условий путем уничтожения, повреждения, отчуждения жилого помещения либо его части, обмена, раздела или изменения порядка пользования жилым помещением, в котором обеспеченность общей площадью жилого помещения превышала 15 кв. метров на одного человека, либо вселения в него других граждан (кроме вселенных в установленном порядке и проживающих в этом жилом помещении супругов, несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей, нетрудоспособных родителей как нанимателя, собственника, члена организации застройщиков, так и членов их семей), вселения в общежитие, заключения договора найма жилого помещения в домах частного жилищного фонда или договора поднайма жилого помещения в домах государственного жилищного фонда, если граждане ранее были обеспечены жилым помещением общей площадью более 15 кв. метров на одного человека, отвечающим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям в данном населенном пункте. При этом граждане, ухудшившие свои жилищные условия, не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в течение пяти лет со дня ухудшения их жилищных условий.

Подобная норма содержится и в статье 46 Жилищного кодекса Республики Беларусь, где определено, что граждане, ухудшившие свои жилищные условия путем разрушения, порчи, обмена, раздела или изменения порядка пользования жилым помещением, отчуждения пригодного и достаточного для проживания жилого помещения, принадлежащего (принадлежавшего) им на праве собственности, вселения других лиц (кроме супруга (супруги), несовершеннолетних, нетрудоспособных детей и нетрудоспособных родителей), не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в течение пяти лет с момента ухудшения своих жилищных условий.

Для сравнения отметим, что в Жилищном кодексе Российской Федерации также имеется норма, устанавливающая последствия ухудшения жилищных условий. Статьей 53 кодекса определено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В указанной статье не приводится конкретный перечень намеренных действий (как это сделано, например, в ст. 46 ЖК РБ), да и, по мнению специалистов-жилищников, далеко не всегда можно установить намеренность действий, ухудшающих жилищные условия.

В комментариях к Жилищному кодексу Российской Федерации указывается, в частности, что с учетом положений ч. 8 ст. 57 речь может идти о сознательном ухудшении жилищных условий, например, в связи с обменом. Однако ст. 73 ЖК РФ, определяющая условия, при которых обмен жилыми помещениями не допускается, не содержит в качестве такого условия существенное ухудшение жилищных условий.

Кроме того, ст. 81 ЖК РФ дает нанимателю жилого помещения по договору социального найма право получить жилье меньшего размера взамен занимаемого. Примечательно, что названная статья не содержит такого ограничения, как невозможность предоставить ему жилье в размере, позволяющем признать семью нуждающейся.

Статья 72 ЖК РФ предусматривает необходимость соблюдения при обмене требований ст. 70 ЖК РФ, а та, в свою очередь, не исключает ситуации, когда жилищные условия были сознательно ухудшены (согласно ч. 1 ст. 70 наймодатель может запретить, следовательно, может и разрешить вселение граждан в качестве членов семьи нанимателя, хотя после этого общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы).

Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Украинской ССР, утвержденными в декабре 1984 г. было предусмотрено (п.17), что граждане, искусственно ухудшившие жилищные условия путем обмена занимаемого жилого помещения, его порчи или разрушения, отчуждения пригодного и достаточного по размеру для проживания жилого дома (части дома), а также граждане, у которых нуждаемость в улучшении жилищных условий возникла вследствие изъятия жилого помещения, используемого для извлечения нетрудовых доходов, не принимаются на квартирный учет в течение пяти лет с момента ухудшения жилищных условий. Здесь причиной отказа в принятии на квартирный учет является неправомерное поведение указанных граждан. Причем не всякое неправомерное поведение влечет такие последствия, а лишь то, какое конкретно названо в данных Правилах.

Указанные выше последствия наступают только в тех случаях, когда в результате совершенных действий наступило ухудшение жилищных условий. Например, сам по себе факт отчуждения дома (его части), как и сам по себе факт обмена жилья или его порчи, которые не повлекли соответствующего ухудшения жилищных условий, не дают основания для применения последствий.

В действующем жилищном законодательстве Республики Беларусь последствия ухудшения жилищных условий не связываются с преднамеренностью таких действий, однако в правоприменительной практике нередко вопросы по этому поводу возникают.

В частности, это может иметь место в случаях, когда нуждаемость гражданина в улучшении жилищных условий возникает не в результате его действий, а была налицо до их совершения, но гражданин по каким-либо причинам не заявлял о намерении стать на квартирный учет. Например, собственник, проживающий в принадлежащем ему жилом помещении в условиях, которые давали основания для принятия его на учет (допустим при наличии определенного заболевания у члена семьи), может иметь право быть принятым на такой учет и в случае продажи или мены занимаемого ранее жилого помещения.

Отмечаются и случаи, когда нуждаемость в улучшении жилищных условий хотя и возникла после совершения намеренных действий (например, обмен жилого помещения), но не вследствие этого, а в результате более поздних событий (вступление в брак и поселение супруга, рождение ребенка и т.п.). Поскольку указанные действия (обмен и т.п.) непосредственно не вызвали нуждаемости в улучшении жилищных условий, можно сделать вывод, что не должны наступать и последствия о непринятии данной семьи на квартирный учет в течение пяти лет со дня совершения этих действий.

В соответствующей статье Жилищного кодекса Российской Федерации не случайно говорится о преднамеренности действий по ухудшению жилищных условий с целью приобретения права состоять на квартирном учете. Таким образом, отказ в постановке на учет связывается с наличием вины соответствующих лиц. Поэтому и говорится не просто об ухудшении жилищных условий, а о преднамеренном характере такого ухудшения. То есть имеется в виду умысел, сознательные действия, специально направленные на создание в обход закона права на получение жилья. Указанные обстоятельства обычно видны из самого характера таких действий и из того, что нуждаемость в улучшении жилищных условий возникает сразу же вслед за ними как непосредственный результат их совершения.

На практике имеют место и более сложные случаи, когда соответствующие действия, вызванные уважительными причинами, расцениваются как ухудшающие жилищные условия. В этих случаях только путем тщательного анализа конкретных обстоятельств можно сделать вывод о наличии или отсутствии искусственного ухудшения жилищных условий.