Специалисты говорят, что минский метрополитен во все времена развивался довольно быстрыми темпами. Исключение составили 90-е годы прошлого века, когда в кризисные времена интенсивное строительство метро было приостановлено. Нынешний бурный рост города продиктовал метростроителям новые темпы работы. Не успели мы привыкнуть к не так давно открывшимся станциям в восточной части города, как началась прокладка нового участка метро той же линии, но уже в другом направлении. Однако на момент проектирования станций “Грушевская”, “Михалово”, “Петровщина” и “Малиновка” никто не ожидал, что и без того сложные работы по прокладке новых участков тоннелей и строительству станций осложнятся не только неустойчивыми грунтами. О том, как проходит прокладка нового участка метро в юго-западном направлении, корреспонденту “ВМ” рассказал начальник Дирекции по строительству Минского метрополитена Василий Жибуль.

 

Таких проблем не ожидали

Мы уже рассказывали о том, что все четыре станции разместятся под проспектом Дзержинского. “Грушевская” расположится на пересечении с улицей Щорса, “Михалово” — на пересечении с улицей Гурского, “Петровщина” — вблизи перекрестка проспекта Дзержинского и улицы Голубева, “Малиновка” будет находиться на пересечении проспекта с улицей Есенина. С того момента, как проектировщики закончили свою работу и передали ее работникам “Минскметростроя”, начались проблемы. Дело в том, что по генеральному плану реконструкции проспекта Дзержинского, куда входит прокладка нового участка метро, чтобы реализовать проект, необходимо снести 75 жилых домов частного сектора и 16 нежилых домов вдоль трассы. В основном это дома, которые располагаются на территории от “Института культуры” до “Грушевской”.

— Полноценно развернуть работы на этом участке сегодня мы не можем, — говорит Василий Петрович. — Многие жильцы подлежащих сносу домов без проблем согласились переехать в квартиры, предоставленные государством взамен прежнего жилья. Однако есть и те, кто не хочет менять частный сектор на квартиру. Увы, но с такими горожанами нам приходится решать вопрос отселения в судебном порядке. Из-за этого мы уже потеряли много времени. Работы проводятся медленнее, чем мы ожидали. Из 75 домов снесены только 33, еще 22 будут снесены в ближайшее время, так как жильцы согласились переехать, остальные собственники 20 домов будут отселены только по решению суда.

Прежде чем приступить к полноценным строительным работам, метростроителям еще предстоит выполнить перенос большого количества крупных коллекторов и инженерных сетей. Это не только дорогостоящая процедура, она требует времени. В то же время, несмотря на возникшие трудности, работы ведутся довольно плотно. Метростроители буквально выхватывают свободные участки и приступают к работе.

Продвигаясь шаг за шагом

От станции “Грушевская” в сторону станции “Институт культуры” проходка перегонных тоннелей ведется двумя щитами. Один из них проложил подземную дорогу на 950 метров, другой — на 350. Уже почти закончено строительство объезда возле станции “Грушевская”, так что вскоре здесь будет вырыт котлован и начнется сооружение конструкций, словом, откроется новый фронт работ. На пересечении проспектов Жукова и Дзержинского осваиваются открытые участки перегонных тоннелей, проходка которых уже на 210 метров продвинулась в сторону будущей станции “Грушевская”. Один из двух проходческих щитов уже подошел к станции. В районе улицы Голубева выполнен объезд тупиков станции “Петровщина”.

Еще одна значительная сложность, с которой метростроителям если и приходилось сталкиваться раньше, то отнюдь не в таких объемах, — неустойчивые грунты. Это плывуны, водонасыщенные грунты, озерно-болотные отложения. Работать в таких инженерно-геологических условиях крайне сложно и очень опасно. Поэтому от улицы Железнодорожной до улицы Алибегова тоннель строят открытым способом. Кстати, приступить к работам на этом участке метростроители смогли, не перекрывая движение наземного транспорта. Им опять удалось “вырвать” участок в 200 метров.

— В целом, от “Института культуры” до “Петровщины” закрытым способом, то есть щитами, необходимо проложить 5800 метров подземной дороги, из них пройдено уже 1500 метров, — отмечает Василий Жибуль.

К сроку успеют

Наверстать упущенное время метростроевцам представится возможность не только после того, как будут снесены все запланированные в проекте дома, но и после того, как будут сданы в эксплуатацию трассы-дублеры, которые примут на себя весь поток наземного транспорта после закрытия движения по проспекту Дзержинского. Завершить их строительство планировалось к концу прошлого года, но задержка произошла опять-таки из-за проблем с отселением жильцов подлежащих сносу домов. Задача будет разрешена к июлю 2008 года. Как только заработают трассы-дублеры, у станции “Петровщина” развернется строительство притоннельных сооружений.

Несмотря на возникшие, порой неожиданные, трудности, с которыми столкнулись специалисты, сроки сдачи в эксплуатацию новых станций метро не сдвигаются. “Грушевская”, “Михалово” и “Петровщина” пополнят перечень действующих станций в 2011 году, “Малиновка” — годом позже. Сегодня для этого делается все возможное. “Разработана программа по сокращению сроков строительства, которая также предусматривает финансирование технического перевооружения “Минскметростроя”, — поясняет Василий Жибуль.

С новым щитом — на третью линию

В этом году, чтобы облегчить непростую и опасную работу проходчиков, город планировал приобрести импортный механизированный проходческий щит. Это оборудование способно не только в несколько раз ускорить проходку подземной дороги, но и сделать труд строителей метро более безопасным. Однако, как говорит специалист, не все так просто. Существует определенная процедура ввода этого оборудования в эксплуатацию. Под этот проект нужно реконструировать завод ЖБИ “Минскметростроя” и разработать новую технологическую линию, приобрести новую оснастку для этого щита. И только когда все эти требования будут соблюдены, имеет смысл купить и привезти новый щит в Минск. На все это потребуется около 50 миллиардов рублей. По словам Василия Жибуля, этот проект начнет реализовываться с 2009 года, и применяться новое оборудование будет уже при строительстве следующей линии метро. Кстати, специалисты уже готовят необходимые документы, чтобы приступить к обоснованию инвестиций для строительства третьей, и не последней, линии минского метрополитена.