Могут ли поставить на учет, если в квартире живет несколько собственников или нанимателей?

Да, но только в том случае, если они обеспечены общей площадью жилого помещения менее 15 квадратных метров на каждого члена семьи. В действующей редакции Указа Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 г. № 565 метраж не имеет значения. Предположим, в трехкомнатной квартире одну комнату (10 кв.м) занимал один человек, а две другие (10 и 15 кв.м) — другой. По новым правилам нуждается в улучшении жилищных условий только первый жилец.

Как высчитывается общая площадь помещения, которая должна быть менее 15 квадратных метров на человека?

Сейчас независимо от того, сколько человек становятся на учет, справка о находящихся в собственности жилых помещениях в данном населенном пункте будет запрашиваться у всех, кто проживает в квартире. Раньше получалось так: допустим, семья из пяти человек живет на 50 “квадратах”. Отец, мать и сын становятся на учет — другой жилплощади у них нет, получается менее 15 квадратных метров на человека. Но у второго сына есть еще трехкомнатная квартира площадью 66 квадратных метров, на учет он не становился и справку по действующим нормам с него не требуют. Согласно нормам Указа № 543 справку будут требовать и у второго сына и вся площадь будет суммироваться — 50 квадратных метров + 66 квадратных метров, и исходя из этой площади будет определяться нуждаемость.

Как можно будет разделить очередь?

Сегодня если вы состоите на учете вместе с родителями, то после достижения совершеннолетия либо вступления в брак или эмансипации вы можете написать заявление о разделении очереди. При таком разделе вас поставят на учет отдельно со времени принятия на учет в составе семьи родителей независимо от возраста на дату постановки на учет в составе семьи родителей, но не ранее даты рождения. Например, родители состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1980 года, а вы родились в 1981 — с этого момента вы становитесь очередником. В Указе № 543 правила изменены: при разделе очереди вы имеете право состоять на учете со времени принятия на такой учет в составе семьи, но не ранее наступления совершеннолетия, а в случае эмансипации или вступления в брак до достижения совершеннолетнего возраста — с даты принятия решения об эмансипации либо вступления в брак. Кстати, очередь можно переоформить на другого члена семьи, здесь правила не изменились.

Кто должен ждать постановки на учет не менее пяти лет?

Раньше это касалось тех граждан, которые становились нуждающимися после того, как ухудшили свои жилищные условия, теперь — также и членов их семей. Что значит “ухудшение”? Уничтожение — например, поджог квартиры, ее продажа, раздел имущества. Перевод в нежилое помещение (можно сделать офис из квартиры на первом этаже), вселение трудоспособных родителей и совершеннолетних детей. Пятилетний срок введен и для очередников Минского района: здесь идет бурный рост “нуждающихся”. Схема простая — граждане, даже имевшие квартиры в столице, регистрировались в районе и становились здесь на учет. Действительно, почему было не построить еще одну в тех же Боровлянах?

Что делать, если переводят на другое место работы?

Указ № 543 внес изменения — гражданин, состоящий на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, при переводе на работу (службу) в иной государственный орган, другую организацию, может стать на учет по новому месту работы (службы) с того же момента, что и по предыдущему месту работы (службы), если подаст заявление в течение 6 месяцев со дня поступления на работу (службу). Часто бывает, человек не становится на учет и год, а когда видит, что дом строится, “вклинивается” в утвержденные списки... Теперь, если пройдет полгода, его поставят на учет с момента подачи заявления.

Как стать на учет по месту работы?

В настоящее время учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту работы (службы) ведется организациями, имеющими во владении, пользовании жилые помещения и (или) осуществляющими жилищное строительство либо принимающими в нем долевое участие.

С 19 февраля 2010 года учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, будут вести государственные органы, другие организации, их филиалы и представительства независимо от того, имеют ли они во владении, пользовании жилые помещения и (или) осуществляют жилищное строительство либо принимают в нем долевое участие.
Чтобы стать на учет в населенном пункте, где вы работаете, не требуется регистрация членов семьи, с которыми вы принимаетесь на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Изменились ли правила в отношении супружеских пар?

В Указе № 565 предусматривается, что впервые вступившие в брак (оба супруга) признаются нуждающимися, если ни один из них не имеет в собственности отдельной квартиры либо отдельного одноквартирного жилого дома и (или) не является нанимателем отдельной квартиры либо отдельного одноквартирного жилого дома по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда. Указом № 543 внесено дополнение, предусматривающее, что к таким гражданам относятся также лица, которые “не занимают объект долевого строительства по договору найма, аренды, безвозмездного пользования или иному договору”. Бывает ситуация, когда человек построил жилье, но еще не оформил его в собственность. С гражданином временно заключается договор, и он оплачивает услуги ЖКХ по тарифу. Получается промежуточное положение: в исполкоме человек еще стоит на учете, квартира не оформлена, но квартиру как объект долевого строительства он все-таки занимает. Если супруги зарегистрированы в разных населенных пунктах, то по выбору одного из них они могут становиться на учет в любом из этих пунктов, то же самое и в отношении разных районов одного города.

Что делать, если умирают родители, стоявшие в очереди?

Если вы состояли на учете вместе с ними, то вы в очереди и останетесь, если сохранились основания. Например, вы жили в двухкомнатной квартире, на каждого приходилось менее 15 метров. Родители умирают — увеличивается метраж на человека, следовательно, отпадают основания. Но если вы за это время впервые вступили в брак — основания появляются... Так что если у вас есть другие основания — скорее приносите документы в исполком. В случае с несовершеннолетним ребенком все вопросы решает опекун.