Шаулина: Солнцево и "Юго-Западная" - армянские кварталы. "Черкизовская", "Измайловская" и "Люблино" – азербайджанские. Грузинские районы – "Марьина Роща" и "Тимирязевская". Очаково, "Савеловская" и еще 6 районов Москвы - под чайна-тауны. Примерно так будет выглядеть в будущем карта столицы с нанесенными на нее территориями национальных анклавов, рассказывает Александр Пыпин, руководитель аналитического центра "Где этот дом.ру".

Пыпин: Сейчас, конечно, еще рано говорить о том, что появляются анклавы, в каком смысле их понимают крупнейшие столицы мира. Но поскольку Москва тоже относится к ряду крупнейших городов нашей планеты, естественно, процесс образования мест, где определенные национальности будут иметь большинство, причем не титульные национальности по отношению к нашей стране, будет происходить. Но он будет происходить не один, не два года. Это вопрос 10, 20, 30 лет.

Шаулина: Подтверждает мнение экспертов и статистика ОФМС. За первые четыре месяцы 2010 года в столице уже встали на миграционный учет 570 тысяч иностранных граждан. За весь 2009 год их количество составило почти 1 миллион 800 тысяч человек. Приезжая на новую для себя территорию, гости столицы пытаются поселиться ближе к своим соотечественникам, добавляет Александр Пыпин.

Пыпин: В основном это места либо новой застройки, где представители стран Южной Азии или Юго-Восточной Азии могут приобрести себе жилье по небольшим расценкам, либо районы, которые прилегают к местам расположения оптовых и розничных рынков различных, в основном вещевых. Формирование таких районов идет еще и в районах востока Подмосковья и юго-востока Подмосковья. Если такие территории не сформируются в пределах МКАДа, то уже где-то за МКАДом они могут вполне существовать в течение ближайших 10 лет.

Шаулина: Независимый аналитик недвижимости Андрей Бекетов ярко выраженной тенденции формирования национальных кварталов в Москве пока не наблюдает.

Бекетов: Условно говоря, таджиков в среднем проживает 5%, в данном регионе может быть 7-10%, но не так, чтобы весь район состоял из одной национальности. Привязано место проживания не к национальности, а к объекту работы. Плюс общество делится не только по национальному признаку, но и по уровню достатка. Маловероятно, что какой-нибудь миллионер, допустим, с Южного Кавказа переедет с Рублевки в место компактного проживания своих земляков.

Шаулина: Те, кто при деньгах, выбирают дорогие столичные районы, поближе к землякам своего круга. Например, по данным экспертов недвижимости состоятельные грузины предпочитают район посольства своего государства на Остоженке. Популярностью среди богатых приезжих пользуются Патриаршие Пруды, Тверская, Арбат, Плющиха и Ленинский проспект. Однако и это еще не предпосылка для формирования анклавов, считает директор департамента агентства "Честертон" Екатерина Тейн. Процессу разделения на национальные кварталы мешает хаотичное градостроительная политика столичных властей.

Тейн: Если сравнивать это с другими столичными городами, как Лондон, Нью-Йорк, там такая тенденция более четко отмечена. Если же мы говорим про Москву, то здесь все-таки идет скорее больше распределение по бюджетам.

Шаулина: Председатель комитета межрегиональных связей и национальной политики Москвы Михаил Соломенцев пообещал: никаких анклавов в столице не будет.

Соломенцев: Анклав – это замкнутая территория, где проживают лица только одной национальности. Там и вывески на других языках. И Москва категорически против анклавов выступает и будет бороться с ними. Есть позиция мэра Москвы, которая направлена на то, чтобы закрыть все вот такие рынка, как "Черкизон" и другие.

Шаулина: Другое дело - компактное проживание, признает чиновник. Кстати, кроме представителей бывших союзных республик и легких на подъем китайцев, в многонациональном городе существует корейская, вьетнамская и даже африканская диаспоры. Представителей последней больше всего на юго-западе Москвы в районе "Беляева". Именно там расположен Московский институт дружбы народов.