Смогут  ли  энергоэффективные  дома  стать  в  Беларуси  объектами  массовой  застройки?

Жилище, которое готовит к приходу  своего хозяина ужин и горячую ванну, самостоятельно проводит уборку, следит за состоянием воздуха, включает-выключает свет и даже контролирует сроки годности продуктов в холодильнике… Концепция «умного» дома, которая появилась на Западе в 70-е годы прошлого века и стала реакцией на подорожание энергоносителей, постоянно обрастала новыми подробностями. Благо современные технологии позволяют осуществить практически все, на что способна фантазия человека. Однако в процессе интеллектуализации жилые дома, изначально призванные экономить, стали слишком дорогой игрушкой. Основная функция таких зданий, конечно, осталась, но ее затмило стремление человека к совершенно новому уровню комфорта. Впрочем, для большинства жителей даже в развитых странах жилища с такими сверхинтеллектуальными возможностями — из области мечты и фантастики. Идею массового строительства «умных» и бережливых строений претворить в жизнь фактически не удалось ни в одной стране. Но специалисты уверены: по мере решения этой задачи за интеллект придется платить все меньше и меньше.

«Любой дом можно наделить разным набором интеллектуальных характеристик, — говорит заместитель директора по научной работе ГП «Институт НИПТИС имени Атаева С.С.» Леонид Данилевский. — Разве наш первый энергоэффективный дом не умный? Там есть система, которая автоматически управляет отоплением, регулирует режимы в системе воздухообмена…» Специалисты продолжают изучать, подтверждает ли практика эксплуатации этого дома их предварительные расчеты. Действительно, благодаря основной изюминке жилого строения — системе приточно-вытяжной вентиляции с рекуперацией тепла уходящего воздуха — около 85—90 % тепла возвращается обратно в квартиры. Порадовала ученых и тепловизионная съемка дома: оказалось, что даже стыки этой обычной на первый взгляд панельки надежно удерживают тепло. В результате  затраты электроэнергии составляют те самые 30 кВт/ч в год на 1 кв. м, которые и планировались. Это 30 % от потребления обычного панельного дома, поясняют специалисты. Несмотря на то что мониторинг предварительный (далеко не все жильцы заселились в квартиры), первые расчеты показывают, что все вроде бы идет по плану. Тогда почему первый энергоэффективный дом до сих пор остается единственным? Более того, строительство таких объектов даже не началось…

«Чтобы приступить к массовому строительству, надо ввести новые нормативы, — поясняет Леонид Данилевский. — Это делается на основании практического опыта, поэтому для начала предстоит пройти стадию экспериментального строительства, провести мониторинг». Ожидается, что необходимые для возведения энергоэффективных зданий нормативы появятся не раньше 2010—2015 годов. Между тем остаются нерешенными еще многие важные проблемы. В частности, пока не налажен в необходимом объеме выпуск систем, которые используются в таких жилых домах. Например, сейчас ведутся переговоры с белорусскими организациями о расширении производства малошумящих вентиляторов с низким потреблением энергии для систем воздухообмена. Промышленники не торопятся: им тоже нужны гарантии, что эта продукция не залежится на складах…

А первым шагом к новым нормам энергоэффективных зданий может стать увеличение в среднем в 1,5 раза теплотехнических характеристик стен, в 2 раза — оконных конструкций. Такие предложения в этом году будут внесены на рассмотрение Совмина. Параллельно идет подготовка к экспериментальному строительству энергоэффективных зданий в областных центрах — с тем, чтобы специалисты на местах прочувствовали все нюансы, связанные с их проектированием. Примерные сроки уже обозначены: до 2010 года бережливые дома должны появиться в каждом из регионов. «Основные трудности возведения таких объектов связаны именно с проектированием, — утверждает Леонид Данилевский. — Первый дом мы строили по обычной панельной технологии, не меняя планировки…». Эти слова подтверждают и в компании, которая выступила застройщиком объекта. «Особых сложностей строительство дома не вызвало, — говорит главный инженер ОАО «МАПИД» Вячеслав Туров. — Пожалуй, более жестко контролировался процесс монтажа стыков — традиционно слабого места у панельных домов. Но на сегодняшний день к нам как к подрядчикам претензий нет». Вот кому придется в ближайшее время поднапрячься, так это коммунальщикам. Пока энергоэффективный дом еще находится на гарантии застройщика, но этот двухлетний срок скоро закончится. И уже сегодня руководство и специалисты ЖКХ проявляют повышенный интерес к этому экспериментальному объекту. Кстати, помимо системы рекуперации, новшеством для жилого здания стали горизонтальная разводка отопления и поквартирный учет тепла. Специалисты рассчитали, что за счет снижения эксплуатационных расходов затраты на строительство энергоэффективного дома окупятся через 8—10 лет.

В то же время убедительных рыночных стимулов для возведения бережливых домов сегодня не так уж много. Думается, что для подрядных организаций важнее ускорить сроки строительства, и потому проектировщики стараются делать все возможное, чтобы не усложнять конструкции. Что касается покупателей, то на первичном рынке недостатка спроса не наблюдается. «Квартиры в энергоэффективном доме ушли с аукциона без всяких проблем, — говорит Вячеслав Туров. — Но я бы не сказал, что людей привлекли именно новые характеристики этого жилья». Очевидно, что подтолкнуть процесс строительства объектов такого типа могут более высокие цены на энергоносители, уменьшение доли участия государства в оплате коммунальных услуг, а также снижение затрат на различные «экономные новшества» за счет их серийного внедрения. Например, утеплением стен в Беларуси начали заниматься около 10 лет назад: помогли немецкие коллеги, причем не только опытом, но и бесплатными материалами. Но и с учетом участия немцев утепление 1 кв. метра стены обходилось в 70 долларов, вспоминают специалисты. Сегодня рынок развивается и тот же квадратный метр утепленной стены стоит уже 30 долларов.

При удачном стечении обстоятельств все 10 миллионов квадратных метров, которые планируется строить после 2010 года, могут быть энергоэффективными. Но не стоит забывать, что и существующий жилой фонд, а это 220 миллионов «квадратов», не менее остро нуждается в тепловой реабилитации — этот процесс тоже проходит в экспериментальном порядке. Кстати, в Западной Европе вопросами энергосбережения занялись несколько раньше — первый бережливый дом был построен в 1994 году, а в 1999-м в Германии возвели такой поселок на 10 тысяч жилых «квадратов». Но до сих пор строительство экономных домов в ЕС еще не регулируется жесткими нормативами, утверждает Леонид Данилевский, хотя при этом построено около 2 миллионов «квадратов» такого жилья. По метражу это в 200 раз больше того единственного здания, построенного в Беларуси…