Ряд  крупных незавершенных объектов строительства спишут  за  счет фонда  переоценки

Долгострой — унылое слово. Такие незавершенные здания порастают травой и бурьяном, покрываются рисунками юных граффитчиков и становятся любимым местом детских игр. Они навевают тоску своей заброшенностью и серостью и, в конце концов, становятся чем-то привычным для жителей… Сдвинуть строительство таких надоевших объектов иногда возможно лишь благодаря проявлению законодательной инициативы. 

В 2005 году государство пыталось стимулировать организации, имеющие объекты сверхнормативного незавершенного строительства, предоставив им льготы по налогу на прибыль и по налогу на доходы. Однако эти преференции действовали при завершении строительства в установленные сроки. Тогда планировалось, что в 2006—2010 годах удастся сдать в эксплуатацию 5570 объектов (70 % от общего количества), продать 628 (8 %), перепрофилировать 300 (4 %) и ликвидировать (из-за экономической нецелесообразности их достройки) 1501 объект (18 %). В целом для реализации важнейших инвестиционных проектов указанных в перечне организаций было привлечено инвестиций в основной капитал около 1,5 трлн. руб., из них внешних — 95,4 млрд. руб. 

Сегодня в республиканской собственности имеется более 2 миллионов кв. метров пустующих и неэффективно используемых площадей. Кроме того, по состоянию на 1 августа текущего года, по данным Министерства статистики и анализа, в республиканской собственности насчитывается  16,1 тысячи объектов незавершенного строительства (без учета индивидуальных за­стройщиков и субъектов малого предпринимательства). Временно приостановлено и законсервировано строительство 3,3 тысячи объектов. На долю  долгостроев приходится 35,1 % от общего числа незавершенных зданий. Все это отрицательно сказывается на экономике предприятий, которые несут дополнительные финансовые расходы по поддержанию зданий в надлежащем техническом состоянии, на их охрану и выплату налогов. 

Сейчас расходы на ликвидацию, списание основных средств, выводимых из эксплуатации (расходы на демонтаж, снос, вывоз имущества), включаются в состав операционных доходов и расходов. А это уменьшает чистую прибыль и не позволяет воспользоваться льготой по налогу на прибыль, которая предоставляется при осуществлении капитальных вложений. 

 В целях оздоровления ситуации в конце августа Президентом был подписан Указ № 480 «О некоторых вопросах списания неиспользуемых объектов». Сейчас предусматривается осуществление списания таких за­трат за счет фонда переоценки. Кроме того, в качестве источника покрытия расходов на техническое обследование, разработку проектно-сметной документации, а также демонтаж и снос зданий оценочной стоимостью свыше 10 тыс. базовых величин будут использоваться средства инновационных фондов Мин­стройархитектуры, облисполкомов и Минского горисполкома. Расходы на списание объектов оценочной стоимостью до 10 тыс. базовых величин будут покрываться за счет организаций, на балансах которых находятся данные объекты. 

Комментарий специалиста 

Клавдия Пухнаревич, начальник Управления учета, отчетности, финансов и кредита Министерства архитектуры и строительства: 

— Необходимость кардинальным образом решать проблему долгостроев возникла давно. Сейчас на балансе многих предприятий, находящихся   в ведении не только Минстройархитектуры, но и облисполкомов, имеется множество объектов, строительство которых по тем или иным причинам оказалось замороженным. Кроме того, числится значительное  количество длительное время не используемых в хозяйственной деятельности, непригодных к эксплуатации, находящихся  в аварийном состоянии зданий и сооружений. Понятно, что каждый такой неиспользуемый объект ощутимо ухудшает финансовое состояние «родительского» предприятия, которое вынуждено платить налоги на землю, недвижимость, начислять амортизацию. Остаточная стоимость многих таких объектов превышает два, а иногда и три миллиарда рублей. И поскольку списание относится на финансовые результаты организации, то последние автоматически переходят в разряд убыточных. Их пробовали продавать, даже по сниженной цене, но ощутимых результатов это не принесло. А данный указ поможет избавиться от таких «тяжких» грузов. 

По предварительным оценкам, речь идет примерно о 290 неиспользуемых объектах балансовой стоимостью по состоянию на I полугодие 2008 года свыше 300 млрд. рублей. В список тех, по которым предполагается осуществить расходы, связанные с ликвидацией неиспользуемых объектов, за счет средств инновационных фондов Минстройархитектуры  и облисполкомов, мы включили наиболее крупные: это 46 объектов на сумму около 50 млрд. рублей. Из них порядка 41 млрд. рублей будет выделено за счет Министерства архитектуры и строительства и около 10 млрд. — за счет облисполкомов. Планируется, что указ будет реализован в 2008—2010 гг. При этом перечни не завершенных строительством объектов, зданий и сооружений, находящихся в аварийном состоянии, ежегодно будут утверждаться правительством на основании определенных порядка и условий формирования таких перечней.

-------------------------------------------

«неиспользуемые» не значит «бесполезные»

Как сообщили в Гомельском областном территориальном фонде госимущества, в регионе за прошедший 2007 год немало сделано по определению дальнейшей судьбы долгостроев и неиспользуемых объектов. Из почти тысячи зданий, сооружений, площадок и другого имущества, к которому было предложено собственникам найти хозяйский подход, 41 объект перепрофилирован, 100 отчуждено с продажей или безвозмездной передачей другим владельцам, 49 сдано в аренду, 187 законсервировано для последующего использования. 315 зданий и сооружений, дальнейшее применение которых из-за ветхости и других причин  признано проблематичным, представляющим опасность для здоровья и жизни людей,  списано для последующего сноса. На поверку  часть их осталась малопривлекательным «украшением» городских и сельских ландшафтов. Причина банальная — отсутствие у собственников  финансовых средств. Все усугубляется тем, что значительная часть неиспользуемых объектов на Гомельщине — наследие  времен единого СССР в виде бывших крупных военных городков. По оценкам специалистов, проблема утилизации, учитывая немалые объемы необходимых для этого ресурсов,  имеет не временный, а перманентный характер. По предварительным подсчетам, только в текущем году на снос 462 списанных объектов требовалось более 20 миллиардов рублей. Частичное вовлечение в этот процесс собственных средств владельцев имущества кардинально эту проблему не решает.  Учитывая это, Гомельский облисполком обратился с просьбой к Президенту страны оказать содействие в решении проблем сноса списанных объектов. Соответствующее поручение главы государства было направлено правительству. Цена вопроса (в этом году) — 7,2 миллиарда рублей. Вопрос пока остается открытым.

 

-------------------------------------------

Новое — это хорошо... построенное новое 

Михаил СЕРКОВ, директор Брестского областного  территориального фонда государственного имущества:

— Проблема неиспользования недостроенных крупных объектов  для Брестчины, где после развала Советского Союза враз остановилась реализация многих социально-экономических программ, всегда была актуальной. Здесь было немало «памятников»  советского долгостроя. В последние годы руководство области предприняло ряд определенных мер для того, чтобы уменьшить количество надолго за­стывших строек. Показательными в этом отношении могут быть примеры домов культуры в Пружанах и Дрогичине. Так, в Пружанах после республиканских «Дожинок» появился новый Дворец культуры. А в Дрогичине на месте недостроенного здания было решено построить православный храм.

Такие удачные решения далеко не единичны. В этом деле используем по мере возможности и аукционы. В результате у нас в Брестской области в строительной отрасли осталось восемь объектов, которые до сих пор не только портят внешний облик некоторых уголков края, но и требуют определенных расходов по содержанию, налоговым отчислениям. Поэтому известный Указ Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко относительно вопросов снесения неиспользованных объектов очень своевременный.

Предстоит большая работа. Например, на снесение военных городков в области выделяется на будущий год около четырех миллиардов рублей. Опыт их освоения у нас уже  есть. К примеру, за три минувших года на Брестчине не стало около 80 % недостроенных объектов, существовавших в областной коммунальной собственности.